National Geographic №195, декабрь 2019

/upload/iblock/b04/b0469561d1f60f5b944b657cddeb544e.jpg
Фото: Patho/Wikipedia
/upload/iblock/0e9/0e9759ab707d79230ba7909ab521cfdf.jpg
Фото: CDC/Wikipedia
Причиной появления опухолей в редких случаях могут стать паразитические ленточные черви: «заблудившиеся» личинки начинают вести себя, как раковые клетки.
В 2013 году 41-летний житель Колумбии проходил лечение в связи с ВИЧ-инфекцией, на фоне которой у него ухудшалось самочувствие. Врачи нашли у пациента паразитов: ленточных червей вида карликовый цепень (Hymenolepis nana), что объясняло сбои в работе иммунной системы. Кроме того, в легких и лимфатических узлах мужчины были обнаружены непонятные наросты, и колумбийские медики послали образцы тканей в Центр по контролю и профилактике заболеваний в Атланте (США). Образцы тканей оказались злокачественными опухолями, однако американские специалисты не нашли в них связанных с раком белков человека: вместо того выяснилось, что там присутствует ДНК ленточных червей. Случаи, когда паразиты запускают процесс формирования раковых клеток в организме, науке были известны и ранее, но встречаются они крайне редко.
Результаты исследования опубликованы в New England Journal of Medicine. В нем говорится о том, что в группе риска возникновения такого вида рака – пациенты с сильно ослабленным иммунитетом. Карликовый цепень паразитирует в кишечнике, являясь одним из немногих представителей ленточных червей, которые могут осуществлять все стадии жизненного цикла, не покидая тело донора. Соответственно, их личинки могут свободно «путешествовать» по организму, попадая и в лимфатические узлы. Ослабленная иммунная система не в состоянии справиться с этой ситуацией, а личинки, в свою очередь, оказавшись в среде, где они не могут продолжать положенный природой жизненный цикл, начинают, подобно раковым клеткам, бесконтрольно делиться. Далее они проникают в соседние ткани и дают метастазы. Ученые напоминают, что людям со здоровой иммунной системой такие последствия присутствия паразита в организме практически не грозят. Однако карликовый цепень сам по себе крайне токсичен для человека, и в случае заражения требуется длительное лечение под присмотром специалистов. Узнайте про паразитирующих насекомых.