Журнал №191, август 2019

Наталья Иншакова
02 февраля 2016
/upload/iblock/514/51413c535c06df0fe4f5778ed1eda927.jpg
Фото: Pixabay
Специалисты из объединенного института Francis Crick уже в марте приступят к генному модифицированию человеческих эмбрионов. Ученые заявляют, что преследуют благую цель – они хотят предотвратить развитие генетических мутаций, таких как болезнь Хантингтона, гемофилия и муковисцидоз. Материалом для экспериментов послужат «бракованные» эмбрионы из репродуктивных центров.
Такие испытания до сих пор проводились в мире лишь однажды – почти год назад биологи из Гуанчжоу пытались изъять определенный ген из ДНК 86 человеческих эмбрионов. Мировое научное сообщество горячо осудило этот эксперимент, но к британским ученым оно явно будет благосклоннее, ведь те заручились официальным разрешением влиятельной организации Human Fertilisation and Embryology Authority. Для первых опытов будут отобраны 30 эмбрионов. По словам профессора Кати Ниакан, руководителя будущего эксперимента, подобные исследования нельзя назвать аморальными, поскольку они дают надежду отчаявшимся парам. Повторяющиеся выкидыши и замершие беременности чаще всего происходят из-за генетических мутаций, но этот механизм до сих пор плохо изучен. 50% человеческих эмбрионов не доживают до стадии бластоциты (то есть пятого-седьмого дня после зачатия), что критично для пациентов репродуктивных клиник. Для того, чтобы «редактировать» ДНК, британские ученые будут использовать передовую технологию под названием Crispr – так называемые молекулярные ножницы, позволяющие удалять гены. Первым объектом научной работы станет ген OCT4, отвечающий за многие наследственные заболевания. Несмотря на то, что независимые эксперты со всего мира продолжают протестовать против подобных экспериментов, считая их опасными во всех смыслах, ученые из института Francis Crick настроены оптимистично. По словам профессора Кати Ниакан, изменение генома не обесценивает человеческую жизнь, а наоборот, подчеркивает ее значимость.