Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Человек

На севере Индии найдены орудия древних людей, переживших извержение супервулкана Тоба

26 февраля 2020
Озеро Тоба
Озеро Тоба в кратере одноименного вулкана
Фото: Andrey Samsonov
Последствия этого извержения были не столь апокалиптичными, как считалось ранее.

Извержение супервулкана Тоба было крупнейшим вулканическим событием за последние два миллиона лет. Оно произошло 74 тысячи лет назад на острове Суматра, на территории современной Индонезии. Ученые считают, что извержение Тоба было в 20 раз мощнее, чем извержение вулкана Тамбора в 1815 году, вызвавшее на планете похолодание и так называемый «год без лета».

Существует версия о том, что извержение Тоба вызвало наступление вулканической зимы на десятки лет и тысячелетний ледниковый период. Сторонники данной теории считают, что катастрофа привела к массовой гибели людей, оставив в живых не более нескольких тысяч человек.

Однако последние археологические находки в Азии и Африке позволяют предположить, что, хотя извержение было действительно огромным, его последствия не были апокалиптическими и, тем более, оно не поставило человечество на грань вымирания. Важным свидетельством того, что люди пережили извержение не только в Африке, но и гораздо ближе к эпицентру события, стали каменные орудия, найденные в долине Сон в Дхабе на севере Индии.

«Население в Дхабе использовало каменные орудия, которые были похожи на наборы инструментов того же периода из Африки. Тот факт, что эти инструменты не исчезли во время извержения или резко изменились вскоре после этого, указывает на то, что человек пережил так называемую катастрофу и продолжал создавать инструменты для изменения окружающей среды», – Крис Кларксон, археолог из Квинслендского университета (Брисбен).
_-.png
Chris Clarkson Каменные орудия, обнаруженные в Дхабе.

На возможное замечание скептиков, что эти инструменты могли быть созданы не человеком, а, неандертальцем, авторы нового исследования отмечают, что кем бы ни был этот гоминид, он безусловно пережил извержение вулкана.

По данным генетиков, 70 тысяч лет назад произошло значительное падение генетического разнообразия человека, однако, возможно, это не было результатом извержения. Возможно, это связано с «эффектом основателя», когда небольшие группы людей, оторвавшись от основной популяции, стали заселять новые территории и скрещиваться между собой.

Взгляните на горыныча пермского периода.

В Филиппинском море нашли гигантский супервулкан