National Geographic №195, декабрь 2019

Фото: Шулаякова Альмира Рафисовна
/upload/iblock/c9f/c9f32edd33b0437630a2ea6da3514559.jpg
Абсолютное одиночество.
Фото: Минаева Вера Александровна
Чувство одиночества зависит не только от внешних обстоятельств – оно передается генетически.
Психиатры из Медицинской школы Сан-Диего исследовали ДНК 10 760 человек старше 50 лет, чтобы определить истинную природу одиночества. Ученых заинтересовал тот факт, что это ощущение очень субъективно: из двух людей с одинаковым числом родственников и близких друзей один может чувствовать себя счастливым, а другой – беспредельно одиноким. А значит, одиночество определяется какими-то внутренними факторами. Ученые внимательно изучили генетические карты участников эксперимента, принимая во внимание их возраст, материальное и семейное положение, а также состояние здоровья. Затем каждому предложили ответить на три простых вопроса: «Как часто вы чувствуете себя опустошенным?», «Как часто вы испытываете недостаток общения?», «Как часто вам кажется, что вы одни в этом мире?». Сопоставив все эти данные, исследователи пришли к выводу, что чувство одиночества на 27% определяется наследственностью. За него отвечают те же гены, что за предрасположенность к невротическим и депрессивным состояниям. Следующая цель ученых – лучше изучить «механизм одиночества» и понять, можно ли на него повлиять.