Человек

National Geographic Россия
29 ноября 2021
мозг.jpg
Фото: University of Copenhagen
Это достижение поможет ученым лучше изучать способы лечения смертельных опухолей и болезней.

Срез человеческого мозга размером в один сантиметр впервые был сохранен живым в чашке Петри в ходе революционного исследования, которое поможет найти новые лекарства и методы лечения смертельных заболеваний.

Группа ученых под руководством Эммы Луизы Лаут из Копенгагенского университета извлекла часть мозговой ткани из коры головного мозга пациента, охладила ее, поддерживая и насыщая кислородом, а затем поместила в смесь ионов и минералов, имитирующих состав спинномозговой жидкости.

Команда сообщила, что ткань удалось сохранить живой в течение 12 часов, что позволяет проводить исследования и эксперименты, которые до этого были возможны только на животных. По словам Лаут, мозг животных несет одни и те же основные функции, как у человека, но наш мозг гораздо сложнее.

«Если позаимствовать аналогию у другого исследователя: исследования мышей по сравнению с исследованиями на людях похожи на попытки отремонтировать iPhone, имея на руках схему устройства Nokia 3310», – Эмма Луиза Лаут.

«Мы даже знаем, что существуют различия в типах клеток и экспрессии определенных рецепторов. Следовательно, возможность проводить тесты непосредственно на тканях человека – это уникальная возможность», – добавила она.

Группа не просто статично наблюдала за срезом мозговой ткани в чашке Петри – исследователи использовали это время, чтобы изучить, как дофамин (нейромедиатор, связанный с вознаграждением наших усилий и удовольствием от этого), усиливает связи между нейронами в человеческом мозге. Они выяснили, что этот процесс происходит совершенно иначе в человеческом мозге, чем в мозге мышей.

«Нам дали возможность показать, что дофамин играет различную роль у людей и мышей. Это действительно хороший пример того, как действие лекарства или нейромедиатора различается у разных видов, и подчеркивает важность возможности тестировать лекарства непосредственно на тканях человека», – говорит Лаут.

Исследователи пояснили, что эксперимент был полностью безболезненным и безопасным для пациента, который дал на него свое согласие.

Команда в настоящее время работает над методом, который может сохранить живыми маленькие кусочки мозга до десяти дней.

Почитайте, как одна из сонат Моцарта влияет на мозг людей с эпилепсией.