National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Человек

Супербактерия эволюционировала и может привести к эпидемии

National Geographic Россия
14 августа 2019
Clostridium difficile
Фото: flickr.com
Кишечный патоген Clostridium difficile эволюционирует в новый вид.

Специалисты Института Сенгера в Великобритании выявили новый штамм больничной супербактерии C. difficile, которая эволюционировала из-за богатой сахаром диеты и новых антибиотиков. Эта бактерия вызывает псевдомембранозный колит – острую диарею.

Биологи проанализировали геном 906 штаммов клостридии, выделенных из человека, животных и окружающей среды. Ученые сообщили о формировании новой разновидности микроорганизма, который приспособлен для выживания и роста в больничных условиях.

Новый вид бактерии был найден у 70 процентов участников исследования. Он не уничтожается при обработке современными дезинфицирующими средствами в клиниках и способен быстро распространяться.

По мнению руководителя исследования доктора Тревора Лоули, мутацию бактерии стимулирует образ жизни людей, в частности их увлечения модными диетами.

Clostridium difficile впервые появилась около 76 тысяч лет назад, но число различных штаммов начало увеличиваться в конце XVI века при появлении первых больниц.

К заболеваниям часто приводит прием антибиотиков, которые уничтожают полезную микрофлору и способствуют росту клостридий. Усугубляет ситуацию самолечение антибиотиками в тех странах, где они продаются без рецепта, и злоупотребление ими.

Микроорганизм может спровоцировать как легкую диарею, так и опасные для жизни заболевания, такие как сепсис.