Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Человек

Ученые вырастили крошечное сердце и заставили его биться

Дарья Желнина
16 июля 2015
/upload/iblock/a3d/a3df8f48ac49228d65445ceb04514b32.png
На примере микроскопического сердца ученые смогут наблюдать процесс эмбрионального развития органа.
Фото: New Scientist/Youtube.com
Микроскопический орган был создан при помощи химического воздействия на стволовые клетки.
Выращенное сердце сложно рассмотреть невооруженным глазом. Его размер не превышает 0,5 миллиметра. «Строительным материалом» для него послужили эмбриональные стволовые клетки (ЭСК), которые могут давать начало любым типам клеток. Ученым удалось заставить полученные клетки расти. Под воздействием химических сигналов они стали меняться и формировать трехмерные структуры: клетки мышечной и соединительной ткани.

При этом исследователи смогли не только воссоздать орган в миниатюре, но и заставить его работать: выращенное сердце может биться. Соответствующее исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Ученые предполагают, что эта технология может быть использована для выращивания органов полноценного размера. «Наша модель - это первый шаг на пути к созданию сердца, основываясь только на самоорганизации клеток и не прибегая к дополнительным материалам», – рассказывает Зен Ма (Zhen Ma), ученый из Калифорнийского Университета в Беркли. Таким же способом можно создавать и другие части тела. Долгое время сложность заключалась в том, чтобы заставить созданные в искусственных условиях органы развиваться в нужном направлении. На примере микроскопического сердца ученые смогут наблюдать процесс эмбрионального развития органа, что, например, поможет определить, какие препараты опасно принимать во время беременности.