National Geographic №195, декабрь 2019

Зачем человеку подбородок?

Наталья Иншакова
25 июля 2019
/upload/iblock/fbd/fbd4fdf230e280a5def304b91376ef34.jpg
Теория о том, что подбородки появились в процессе эволюции, чтобы служить надежным индикатором достаточного количества тестостерона у мужчины, похоже, оказалась ложной.
Фото: prince lang
Ученые выяснили, почему у человека - единственного из всех живых существ – в процессе эволюции появился подбородок.

Подбородок традиционно считается мерилом мужественности: если он хорошо очерчен и выдается вперед, значит, его обладатель наверняка может похвастаться волевым характером, быстрым умом и сексуальностью. Это убеждение настолько популярно, что на его основе родилась целая теория, согласно которой, подбородки появились в процессе эволюции, чтобы служить надежным индикатором достаточного количества тестостерона у мужчины. Увы, это предположение неверно, ведь у женщин тоже есть подбородки, причем зачастую очень выдающиеся. А в животном мире не бывает такого, чтобы доминантный половой признак присутствовал и у самцов, и у самок.

Команда ученых из Флоридского университета под руководством антрополога Джеймса Пампуша исследовала более ста видов приматов и составила компьютерные модели их челюстей, а затем сопоставила полученные данные с историческими фактами. В итоге удалось получить наглядную картину «эволюции подбородка».

Исследователи пришли к выводу, что никакого практического смысла его возникновение не имело – в отличие, например, от ресниц и бровей. В биологии такие признаки называются «перемычками»: они возникают как побочный эффект важных эволюционных событий. По мнению ученых, в данном случае таким событием стал переход от грубой сырой пищи к мягкой, приготовленной на огне. Человеку больше не нужны были крупные зубы и мощные челюсти: нижняя часть лица постепенно уменьшилась, а для «баланса» сформировался подбородок.

Интересно, что у человека прямоходящего, который предположительно уже ел вареную пищу, этой анатомической черты еще не было. Джеймс Пампуш предполагает, что еще одним важным фактором его развития стало увеличение размера мозга, которое произошло немного позже.