Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Человек

Учёные нашли новый сенсорный механизм (он отвечает за боль)

National Geographic Россия
17 августа 2019
Рецептор представляет собой ячеистую сеть клеток Шванна.

Шведские ученые обнаружили сложную сеть клеток под кожей, которая помогает обрабатывать определенные виды боли. Находка может расширить наши представления о том, как мы чувствует боль, а также о том, как её облегчить.

Как правило, мы испытываем болезненные ощущения на нашей коже через очень чувствительные окончания определенных нервных клеток. Эти клетки не покрыты защитным слоем миелина, как другие типы. Нервные клетки поддерживаются и соединяются с другими клетками, называемыми глиальные. Вне центральной нервной системы одни из двух основных глиальных клеток – это клетки Шванна.

Авторы нового исследования сообщили, что изучали эти вспомогательные клетки у поверхности кожи и столкнулись со странностями. Некоторые клетки Шванна, казалось, образовывали обширную ячеистую сеть с нервными клетками, что отличается от того, как они взаимодействуют с нервными клетками в других местах. Дополнительные опыты на мышах подтвердили, что клетки Шванна играют дополнительную роль в восприятии боли.

Ученые описали механизм активации нового рецептора и то, как он направляет электрические импульсы в центральную нервную систему. Заблокировав его работу, биологи наблюдали общее снижение чувствительности к механической боли.

«Наше исследование показало, что чувствительность к боли проявляется не только в нервных окончаниях, но и в ранее неизвестном рецепторе. Это открытие меняет наше понимание клеточных механизмов физической чувствительности, и может стать ключом к новой терапии против хронической боли», – сообщил один из соавторов статьи, профессор кафедры медицинской биохимии и биофизики Патрик Эрнфорс.