Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Наука

Искусственные эритроциты оказались функциональнее настоящих

National Geographic Россия
05 июня 2020
Эритроциты
Фото: Wikimedia Commons
В перспективе они могут быть использованы в борьбе с раковыми заболеваниями.

Ранее ученые пытались разработать синтетические эритроциты, имитирующие полезные свойства природных: гибкость, длительное время циркуляции и способность транспортировать кислород. Но до сих пор большинство искусственных эритроцитов имели один или несколько, но не все ключевые признаки естественных версий. Теперь исследователи из компании ACS Nano создали синтетические эритроциты, обладающие всеми природными способностями, а также получившие несколько новых.

Красные кровяные тельца (эритроциты) поглощают кислород из легких и доставляют его в ткани организма. Эти клетки дисковидной формы содержат миллионы молекул гемоглобина — железосодержащего белка, связывающего кислород. Эритроциты очень гибкие, что позволяет им протискиваться через крошечные капилляры, а затем возвращаться к своей прежней форме. Красные кровяные тельца также содержат белки на своей поверхности, которые позволяют им циркулировать через кровеносные сосуды в течение длительного времени, не будучи поглощенными иммунными клетками.

Группа исследователей во главе с Вей Чжу и Джеффри Бринкером задалась целью создать эритроциты, которые имели бы свойства, аналогичные естественным, но могли бы выполнять и иные задачи, такие как терапевтическая доставка лекарств, магнитное нацеливание препаратов и обнаружение токсинов.

Guo et al Искусственный эритроцит (линейка соответствует двум микрометрам).

Исследователи покрыли донорские эритроциты человека тонким слоем диоксида кремния, поместили в раствор кремниевой кислоты, а затем осадили кислоту с помощью ферментов. Затем на поверхность наносились естественные мембраны эритроцитов. В результате получалась двояковогнутая оболочка, которая могла быть заполнена любыми биомеханическими «грузами», такими как противораковые препараты, токсиновые датчики или магнитные наночастицы.

Частицы протестировали в живых системах: искусственные эритроциты вводили в глазничную область мышей или в оболочку зародыша курицы. Искусственные эритроциты циркулировали в крови мышей до 48 часов, а затем откладывались в тканях, в основном в печени.

Команда также показала, что новые эритроциты могут действовать как приманка для бактериального токсина. Исследователи утверждают, что в будущих исследованиях будет изучен потенциал искусственных клеток в медицинских областях, таких как лечение рака и биозондирование токсинов.