National Geographic №198, март 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Все, что известно о коронавирусе, распространяющемся по миру
Наука

Изобретен настоящий плащ-невидимка

18 сентября 2015
/upload/iblock/134/134bbb5dab3df43b42db0648408af1f0.jpg
Фото: Berkeley Lab
/upload/iblock/d39/d396fb0503b57f2785535fa0a206b5af.jpg
Фото: Roy Kaltschmidt//Berkeley Lab
Ученые из Калифорнийского университета в Беркли создали настоящий плащ-невидимку. От всех предыдущих вариантов он отличается размерами: его толщина – всего 80 нанометров.
Работы по созданию устройств, позволяющих делать объекты невидимыми в том или ином диапазоне излучения, ведутся учеными всего мира. До сих пор задачу удавалось решать лишь частично. Некоторые из таких плащей-невидимок могут прятать только двухмерные предметы, другие работают при строго заданной температуре или ограниченном угле обзора. И все они являются очень громоздкими – нередко в три-четыре раза больше скрываемого объекта. Работа калифорнийских специалистов финансировалась Министерством энергетики США. Результаты опубликованы в журнале Science, о них также рассказано на сайте университета. Эксперименты проводились на предметах микроскопических размеров: выпуск наноантенн в достаточном количестве для создания большого плаща еще не налажен. Это и не входило в первоначальную задачу исследователей: важнее было разработать саму технологию, что им и удалось. Изобретение является первым в мире плащом-невидимкой, обтягивающим трехмерный объект как кожа и скрывающий его в диапазоне волн видимого излучения. За основу взяты небольшие наноантенны из золота - плазмонные резонаторы, которые преобразуют падающий на них свет в колебания электронов. Это не позволяет свету, падающему на плащ, рассеяться и тем самым выдать предмет наблюдателю. Вместо этого свет испускается обратно или преобразуется в другие формы энергии. При необходимости снова стать видимым можно просто поменять поляризацию наноантенн.

Пять звезд на берегу Телецкого озера