Журнал №191, август 2019

/upload/iblock/207/20787b25866675fa06243a21336f79d5.jpg
Фото: FunctionalEcology/YouTube
/upload/iblock/213/2136a50510f33f9d553e5a157320c56e.jpg
Фото: FunctionalEcology/YouTube
Семь видов самых ядовитых скорпионов по-разному атакуют противника – к такому выводу пришли португальские биологи, засняв членистоногих на высокоскоростную камеру.
На Земле обитает около 2500 видов скорпионов, и многие из них заметно отличаются размером и формой хвоста. Ученые из Университета Порто исследовали связь анатомии скорпиона и техники его броска. Для экспериментов были выбраны 23 особи из семи различных видов, в том числе израильский пустынный скорпион (Leiurus quinquestriatus), который считается одним из самых ядовитых на планете.

Членистоногих поместили на небольшую площадку, окруженную зеркалами. С помощью куска проволоки ученые дразнили животных, провоцируя совершить атаку. Съемка велась с помощью высокоскоростной камеры, делающей 500 кадров в секунду.  Анализ видеозаписей показал, что для разных видов характерны различные траектории движения кончика хвоста. Самым быстрым оказался Leiurus quinquestriatus: при ударе кончик его хвоста, где расположено ядовитое жало, движется со скоростью 130 см/сек в направлении сверху вниз. Ученые отмечают, что это – весьма впечатляющие результаты для существа, чья длина не превышает 10 см.

По такому же принципу, хотя и чуть медленнее, атакует 20-сантиметровый императорский скорпион (Pandinus imperator). В то же время для трансваальского толстохвостого скорпиона (Parabuthus transvaalicus) и членистоногих из рода Hottentotta характерен круговой удар: их хвост «рисует» в воздухе букву «О».

/upload/iblock/209/209d238e754c2f2c776970512908a3eb.jpg

Исследователи нашли одну из связей между анатомией и техникой: чем толще у скорпиона хвост – тем быстрее скорость атаки. Непонятным пока остается выбор направления движения; он может быть связан с множеством факторов, например, положением тела скорпиона и его точками опоры. Стоит учесть также, что эти виды живут в разных регионах. Каждый вид мог выработать свою траекторию броска как наиболее эффективную против того или иного противника.

Результаты эксперимента опубликованы в журнале Functional Ecology, однако исследования будут продолжены.

Посмотрите, как скорпион сражается с черной вдовой.