Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Как древние люди охотились на гигантских ленивцев

07 сентября 2018
/upload/iblock/9e3/9e3928aafabcbed6cebc95a7ae2e7702.jpg
Фото: Alex McClelland/Bournemouth University
/upload/iblock/a7a/a7a311aff1e4ee52eed88c78abb27f02.jpg
/upload/iblock/4a2/4a29fbd419c8bd45c725d6b742b17895.jpg
/upload/iblock/010/010733acd5c00e54521bd8599bf4ddf2.jpg
Фото: Matthew Bennett/Bournemouth University
Международная группа ученых изучала в штате Нью-Мексико окаменелые следы древних животных. Им удалось понять, как первобытные люди охотились на гигантских ленивцев.
Палеонтологи вели раскопки в американском национальном парке «Уайт сэндз» (буквальный перевод – «Белые пески», от White Sands National Monument). В далеком прошлом на этом участке было озеро, высохшее после последнего ледникового периода. Благодаря этому в кремниевой и гипсовой породах сохранились полуметровые следы древних млекопитающих возрастом около 10 000 – 15 000 лет. При этом внутри крупных отпечатков ученые разглядели более мелкие следы.

Согласно результатам исследования, опубликованным в апреле 2018, цепочку следов оставили два вида млекопитающих. Мелкие следы принадлежали первобытным людям, а большие – гигантским ленивцам (считается, что эти огромные животные появились около 35 млн лет до н.э. и вымерли всего десять тысяч лет назад). Первые люди в Америке, предки индейцев, ещё сталкивались с ними.

И хотя основной причиной вымирания гигантских ленивцев могло быть резкое изменение климата – свою роль, по всей видимости, внесла и охота. Находка, сделанная в «Уайт сэндз», свидетельствует в пользу этой версии.

Учёные сделали попытку воссоздать события, развернувшиеся в Северной Америке тысячи лет назад. Итак, пока ленивец следовал по прямой или чуть извилистой траектории, и за ним, не привлекая внимания, следовал охотник. С другой стороны к ленивцу подступил еще один человек, и тогда зверь резко развернулся и начал размахивать лапами, стараясь защититься или отпугнуть преследователей.

Палеонтологи подчеркивают, что люди целенаправленно выслеживали животное: длина шага древнего ленивца составляет 80-110 см, а человеческого — лишь около 60 см, при этом охотники удлиняли свой шаг, стараясь не оставить новый след. Однако закончилась ли их вылазка удачей, не известно.

Не все ученые согласны с версией об охоте. Некоторые говорят о том, что ленивец – сложная добыча для пары человек: он слишком крупный, а его когти слишком мощные. Не исключено, что люди прошлись по следам зверя спустя некоторое время: «Как часто дети, а то и взрослые, наступают на чужие следы на снегу или песке просто ради удовольствия?», — говорит палеонтолог из Стэнфорда Энтони Барноски (Anthony Barnosky).

Гигантские ленивцы – растительноядные животные, обитавшие на территории современной Южной и Северной Америки. Они превышали по размерам современных слонов, достигали массы в несколько тонн и обладали длинными когтями. В отличие от современных ленивцев, их древние родственники жили на земле, а не на деревьях.

Узнайте о гигантских ленивцах больше.