Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Как исчезает лед в Арктике: видео

01 ноября 2016
/upload/iblock/7a9/7a9b560c6ca415e2b34631db4a2bbb6d.jpg
/upload/iblock/9c1/9c13893a0a03b8e11a2213e2ece3aa68.jpg
/upload/iblock/505/5055f068f56e48f240e6afa01963fd9e.jpg
Фото: NASA
За последние десятилетия объем замерзшей морской воды на поверхности Северного Ледовитого океана сильно сократился. Эксперты NASA наглядно показали это, собрав спутниковые данные за разные годы.
Морской лед образуется зимой и тает летом; при этом в теплое время года тает меньше льда, чем выросло за зиму. В результате те пласты льда, которые переживают теплые сезоны, с каждым годом утолщаются. Чем старше и толще лед, тем он более устойчив к таянию и менее подвержен влиянию ветра и штормовых волн. На протяжении многих лет ученые наблюдают, как старый лед исчезает. Его становится все меньше, а сохранившийся лед становится все тоньше и не способен противодействовать плюсовой температуре. Специалисты NASA разработали модель эволюции морского льда с 1984 года по настоящее время: визуализация показывает дрейф, рост и сокращение толщины ледяной шапки. Ученые выделяют два основных катастрофических этапа. Первый начался в 1989 году и длился еще несколько лет; он связан с изменением в Арктической осцилляции. Она ослабила круговорот Ботфорта и усилила Трансполярное дрейфовое течение, вымывшее из Арктики больше морского льда, чем обычно. Второй пик таяния начался в середине 2000-х годов вследствие глобального потепления, и теперь даже старый лед тает в летнее время. Потери при этом колоссальны: если в 1980-е годы на толстые слои льда приходилось 20% морского ледяного покрова, то сейчас – не более 3%. Если подобная тенденция продолжится, вскоре воды Арктики летом будут полностью свободными ото льда. Узнайте о других последствиях растаявшей Арктики.