Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Как космический полет влияет на печень?

21 апреля 2016
/upload/iblock/881/88143d3e16f3248338194dd4500648b0.jpg
Фото: Rasbak/Wikipedia
/upload/iblock/6fc/6fc4f3e51ae09b6435bd21a5694b671c.jpg
Фото: Mark Fowler/Flickr.com
/upload/iblock/2e0/2e044860302c08bbf8c6163926c10d65.jpg
Старт «Атлантиса»
Фото: Scott Andrews/Wikipedia
Влияние условий пребывания в космосе на живые организмы до сих пор полностью не изучено. Недавно на примере мышей выяснилось, что космический полет может навредить печени.
Специалисты из клиники при университете Колорадо в Денвере опубликовали в журнале Plos One статью о связи невесомости с заболеваниями печени. Выводы сделаны по результатам изучения мышей, которые в 2011 году прожили 13 дней на борту шаттла «Атлантис». После полета мыши были препарированы, а их органы - заморожены. Сравнив их с сохраненными органами мышей из контрольной группы, не покидавшей Землю, ученые обнаружили различия в состоянии здоровья. В частности, у мышей-космонавтов активировались клетки, которые начали менять структуру тканей печени. Медики подчеркивают, что данные изменения способны привести к появлению внутренних шрамов и вызвать серьезные заболевания органа. Помимо того, накопление жира в печени ускорилось, а концентрация витамина А снизилась. Это привело к сбою в работе ферментов, связанных с расщеплением жиров. В результате несколько из побывавших в космосе мышей начали страдать от неалкогольной жировой болезни печени, приводящей в конечном итоге к развитию цирроза или диабета второго типа. Комментируя итоги своей работы, медики говорят, что у астронавтов по возвращении нередко отмечаются симптомы, похожие на диабет, но они обычно быстро проходят. О влиянии невесомости на печень до сих пор известно не было. Отмеченные у мышей-космонавтов симптомы на Земле развиваются на протяжении многих месяцев при условии питания жирной и вредной пищей. В космосе же для этого им хватило двух недель. Узнайте, как космос влияет на размножение мышей.