National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Наука

Как маскировка нацистского линкора отравила деревья в Норвегии

16 апреля 2018
/upload/iblock/099/0991a36e5d15e2bd7bf9d36c88371d06.jpg
Фото: Wikipedia
/upload/iblock/c86/c86f296dbdf34ade016f179ff502e3b3.jpg
Фото: U.S. Naval Historical Center
/upload/iblock/5ba/5ba70fe5e3942230cbc6172bd2ed46a0.jpg
Фото: U.S. Naval Historical Center
Биологи, изучающие историю климата Норвегии, обнаружили неожиданный фактор, оказавший влияние на экологию: линкор, когда-то стоявший у берегов страны, замедлил рост деревьев.
Дендрохронологи из Майнцского университета им. Иоганна Гутенберга изучали состояние сосновых лесов в западной части Норвегии. Ученые хотели получить данные, которые позволили бы воссоздать климат этих мест за последние 2000 лет.

Известно, что сосны в холодные годы формируют узкие кольца, а в теплые – широкие; эти долгоживущие деревья являются настоящими летописи минувших эпох.

Биолог Клаудия Хартль (Claudia Hartl) обратила внимание на то, что некоторые сосны в заливе Ко-фьорд (север Норвегии) практически не росли в период Второй мировой войны и даже в течение нескольких лет после ее конца. Ствол одного из обследованных деревьев, например, не рос на протяжении 9 лет. Деревья, росшие дальше от бухты, образовали годичные кольца – но чрезвычайно тонкие. В образцах, взятые в 4 км от Ко-фьорда, патологий не нашли.

_100807306_point-nc.png

В дикой природе такие явления случаются: замедлить или остановить рост деревьев могут насекомые-вредители или резкие перепады температуры. Но ученые объясняют этот случай техногенными факторами.

Архивные документы позволили им установить, что в водах Ко-фьорда во время войны находился военный корабль класса «Бисмарк» – линкор «Тирпиц» (Tirpitz), входивший в состав германских военно-морских сил в эпоху Третьего рейха. В боях он почти не принимал участия; его присутствие позволяло сдерживать силы СССР и союзников.

Когда в 1944 году британские ВВС предприняли попытку обнаружить и уничтожить линкор, немцы скрыли корабль в искусственном тумане.

Для создания завесы была использована хлорсульфоновая кислота. Эта бесцветная жидкость издает резкий запах и дымится, что, по мнению биологов, повредило иглы деревьев – ключевой инструмент для фотосинтеза. Когда хвойные деревья теряют свои иглы, на регенерацию уходят долгие годы. По данным биологов, поражены оказались 60% деревьев у побережья. Некоторым удалось восстановиться через 12 лет, тогда как другим потребовалось около трех десятков.

«Тирпиц» ставит завесу.

German_battleship_Tirpitz_partly_covered_by_a_smokescreen_at_Kaafjord_A22634.jpg
 Ученые полагают, что растительность и в других регионах так или иначе отреагировала на химикаты, примененные на фронте, и эти последствия еще не изучены.

Узнайте, как деревья рассказывают о климате.