Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Наука

Как морские губки убивают супербактерии

National Geographic Россия
23 июня 2016
Органическое соединение убивает 98% устойчивых к антибиотикам бактерий.

Исследователи обнаружили органическое соединение в морских губках вида Dendrilla membranosa из семейства Darwinellidae, который способен убивать супербактерии (устойчивые к антибиотикам бактерии), в частности, метициллин-резистентный стафилококк (МРЗС), который быстро распространяется в США.

Чем больше видов бактерий начинают вырабатывать устойчивость к антибиотикам, тем отчаяннее люди ищут способы борьбы с ними. Уже на ранних этапах исследования ученые полагают, что морская Dendrilla membranosa может стать одним из них.

Золотистый стафилококк — одна из наиболее распространенных причин внутрибольничных инфекций, которые в обычных условиях не представляют особой трудности в лечении. Но МРЗС — это штамм золотистого стафилококка, который выработал устойчивость к большинству располагаемых нами антибиотиков. Это значит, что он может быстро перейти из поверхностной инфекции — например, кожной, — в инвазивную, которая может поставить под угрозу жизнь человека.

Согласно Центрам по контролю заболеваний, ежегодно в США диагностируют около 80 000 инфекций, вызванных МРЗС, от чего погибло 11 000 людей. Именно поэтому таким важным стало открытие нового органического соединения, названного дарвинолидом (darwinolide). Ученые обнаружили его в губках Dendrilla membranosa, работая на антарктической станции Палмер. Исследования показали, что оно убивает 98,4% клеток метициллин-резистентного золотистого стафилококка. Теперь следующим шагом для ученых станет синтез этого соединения в лабораторных условиях. Это поможет больше узнать о его структуре и о том, как именно оно борется с МРЗС.

Исследование было опубликовано в Organic Letters.

Узнайте, как продали рукопись Исаака Ньютона, в которой предлагалось лечить чуму рвотой жаб.