Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Как охотились неандертальцы: новые открытия – новые трактовки

26 июня 2018
/upload/iblock/558/558887f864d54efe6891828e7e7c3d57.jpg
Dama dama geiselana
Фото: Thomas Quine/Wikipedia
/upload/iblock/7c5/7c56edb4902f9ec941705c13b6953c00.jpg
Фото: MONREPOS Archaeological Research Centre and Museum
Исследуя останки оленей, которых убили неандертальцы, немецкие ученые попробовали реконструировать технику охоты древних людей.
Группа немецких специалистов под руководством известного археолога Сабины Годзински-Виндхойзер (Sabine Gaudzinski-Windheuser) изучала останки доисторических животных, обитавших 120 тысяч лет на территории нынешнего немецкого региона Ноймарк-Норд (Neumark-Nord).

Сама находка была сделана в 80-х годах, и тогда по фрагментам костей таза и шейного отдела позвоночника ученые установили, что кости принадлежали двум взрослым самцам вымершего вида оленей Dama dama geiselana.

/upload/iblock/1c8/1c8c40ca79a39469ea38855fd855332c.jpg

Новое исследование было проведено с учетом современных технологий. Выяснилось, что отверстия в костях зверей нанесены оружием, при этом нападавший находился на очень близком расстоянии. На это указывают глубина и направление повреждений, трещины на костях и другие признаки. Ученые также смогли реконструировать деревянное копье длиной 1,8 метров, а затем провели баллистические эксперименты с использованием туши оленя. Тесты показали, что для аналогичных ран необходим прямой удар, а при броске с расстояния повреждения будут иными.

В общей сложности в районе Ноймарк-Норд были найдены десятки тысяч костей древних животных, включая оленей, лошадей, коров и других крупных млекопитающих. Здесь также были обнаружены многочисленные каменные артефакты, свидетельствующие о присутствии неандертальцев в период между 135 000 и 115 000 лет назад.

В то время эта местность представляла из себя узкую лесную полосу, зажатую между озерами. Здесь, действительно, было бы сложно метать копье, зато прямое противостояние с животным при наличии эффективного оружия давало все шансы на победу.

У ученых нет единого мнения относительно методов охоты неандертальцев: помимо бросков издалека или выслеживания животных из засады, звучат даже версии о том, что эти гоминиды питались падалью, а инструменты использовали только для раздела туш. Не стоит сбрасывать со счетов и версию с ловушками – ловчими ямами.

Новое открытие не отвечает на все вопросы, а лишь дополняет знания о древнем представителе рода Люди (Homo): практика этой группы неандертальцев могла быть обусловлена рельефом, тогда как на открытых африканских саваннах гоминиды с тем же успехом могли метать копья на большие расстояния. Узнайте, как неандертальцы загрязняли окружающую среду.