National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Как падал челябинский метеорит: разбор

National Geographic Россия
30 июня 2017
/upload/iblock/f40/f40d3d752bef8179cd59005c16a17dd0.png
Фото: NASA's Ames Research Center
Отдел по координации планетарной обороны NASA создал самую детальную модель сгорания челябинского метеорита в земной атмосфере.
Метеорит, отколовшийся от астероида, упал в Челябинской области 15 февраля 2013 года. Ударная волна, образовавшаяся в результате серии атмосферных взрывов, распространилась почти на 100 километров. В результате более 1200 человек получили травмы, множество зданий оказались повреждены. Отдел по координации планетарной обороны NASA с помощью суперкомпьютера Pleiades смоделировал сгорание метеорита в атмосфере Земли. На визуализации видны разные цветовые оттенки: темные – непосредственно метеорит, от которого отлетают фрагменты твердого вещества; желтые, красные и оранжевые – воздушные потоки разной температуры, формирующие ударную волну. “Столкновения с астероидами – это одни из немногих природных катастроф, которые мы можем предсказать и принять соответствующие меры к спасению людей”, – говорит Майкл Афтосмис, инженер проекта. Возникает закономерный вопрос: почему же тогда случившееся в небе над Челябинском стало неожиданностью для всех? “Метеорит прилетел со стороны Солнца, и это скрыло его от телескопов. Был и другой фактор: ранее считалось, что подобные небольшие астероиды (имеется в виду астероид, от которого и откололся челябинский метеорит – прим. Nat-geo.ru) несут небольшой риск”, – поясняет Афтосмис.