Экспедиция «9 легенд Русского Севера»
Наука

Тревожное открытие: пластик влияет на фотосинтезирующие бактерии

15 мая 2019
/upload/iblock/6d7/6d73476ee124f86c7454e68427b1527c.jpg
Фото: SandraAltherr/Pixabay
/upload/iblock/d44/d4477b8d0fb0fd0811d9f80dc938547a.jpg
Фото: Andrew Martin/Pixabay
Ученые оценили вред, который пластик наносит важным фотосинтезирующим организмам Мирового океана - протококковым водорослям.
Появление кислорода на Земле два миллиарда лет назад произошло в результате деятельности сине-зеленых водорослей, и они до сих пор отвечают за 60% фотосинтеза в Мировом океане. При этом наиболее активный вклад, 10% от общего объема кислорода в мире, вносят морские цианобактерии прохлорококки (лат. Prochlorococcus). Их размер не превышает 0,7 микрометра в диаметре, и они считаются самым многочисленным родом на Земле. Один миллилитр поверхностной морской воды может содержать 100 000 или более прохлорококков, а глобальная популяция насчитывает около трех октиллионов особей.
/upload/iblock/1bd/1bdb9f34b62b02d56d9e55de968ea3dd.jpg

Австралийские ученые решили проверить, влияет ли пластиковое загрязнение воды на деятельность этих важнейших организмов. Опыты проводились в лаборатории: два штамма прохлорококка, обнаруженных на разных глубинах океана, были подвергнуты воздействию химических веществ, выщелачиваемых из двух обычных пластиковых продуктов: серого полиэтилена и пищевого ПВХ. Выводы оказались неутешительными.
«Мы обнаружили, что химические вещества, вымываемые соленой водой из пластиковых отходов, препятствуют росту и фотосинтезу прохлорококка, самой многочисленной фотосинтетической бактерии океана», – ведущий автор исследования, доктор Саша Тету (Sasha Tetu).
В дальнейших планах ученых – изучение воздействия пластика на микроводоросли уже в океанской среде. Помимо снижения объема вырабатываемого кислорода, существует и другая проблема. Тот факт, что пластиковый мусор непосредственно влияет на рыбу и других подводных обитателей, известен давно: они запутываются в сетях и заглатывают неперевариваемые предметы. Однако масштаб вымывания химических добавок в воду тщательно не исследовался. Между тем вред, причиняемый даже самому низшему звену пищевой пирамиды, влияет на каждый следующий уровень. Узнайте, как микропластик добрался до высших хищников.

Каким будет мир, где правит хищный пластик?

Сколько пластика произвели люди?