Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Тревожное открытие: пластик влияет на фотосинтезирующие бактерии

15 мая 2019
/upload/iblock/6d7/6d73476ee124f86c7454e68427b1527c.jpg
Фото: SandraAltherr/Pixabay
/upload/iblock/d44/d4477b8d0fb0fd0811d9f80dc938547a.jpg
Фото: Andrew Martin/Pixabay
Ученые оценили вред, который пластик наносит важным фотосинтезирующим организмам Мирового океана - протококковым водорослям.
Появление кислорода на Земле два миллиарда лет назад произошло в результате деятельности сине-зеленых водорослей, и они до сих пор отвечают за 60% фотосинтеза в Мировом океане. При этом наиболее активный вклад, 10% от общего объема кислорода в мире, вносят морские цианобактерии прохлорококки (лат. Prochlorococcus). Их размер не превышает 0,7 микрометра в диаметре, и они считаются самым многочисленным родом на Земле. Один миллилитр поверхностной морской воды может содержать 100 000 или более прохлорококков, а глобальная популяция насчитывает около трех октиллионов особей.
/upload/iblock/1bd/1bdb9f34b62b02d56d9e55de968ea3dd.jpg

Австралийские ученые решили проверить, влияет ли пластиковое загрязнение воды на деятельность этих важнейших организмов. Опыты проводились в лаборатории: два штамма прохлорококка, обнаруженных на разных глубинах океана, были подвергнуты воздействию химических веществ, выщелачиваемых из двух обычных пластиковых продуктов: серого полиэтилена и пищевого ПВХ. Выводы оказались неутешительными.
«Мы обнаружили, что химические вещества, вымываемые соленой водой из пластиковых отходов, препятствуют росту и фотосинтезу прохлорококка, самой многочисленной фотосинтетической бактерии океана», – ведущий автор исследования, доктор Саша Тету (Sasha Tetu).
В дальнейших планах ученых – изучение воздействия пластика на микроводоросли уже в океанской среде. Помимо снижения объема вырабатываемого кислорода, существует и другая проблема. Тот факт, что пластиковый мусор непосредственно влияет на рыбу и других подводных обитателей, известен давно: они запутываются в сетях и заглатывают неперевариваемые предметы. Однако масштаб вымывания химических добавок в воду тщательно не исследовался. Между тем вред, причиняемый даже самому низшему звену пищевой пирамиды, влияет на каждый следующий уровень. Узнайте, как микропластик добрался до высших хищников.