Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Африканская пища защищает от рака

05 мая 2015
/upload/iblock/f17/f177fc0d720fb2304d450ae218650574.jpg
Пища, богатая клетчаткой и содержащая мало жиров, эффективно снижает риск развития рака толстой кишки.
Фото: Flickr/Katrin Morenz.
Ученые обнаружили целительные свойства традиционной африканской кухни. Полный отказ от привычной на Западе пищи в пользу продуктов, богатых клетчаткой и содержащих мало жиров, резко снижает риск развития рака толстой кишки.
Во всем мире миллионы людей ежегодно получают диагноз «рак толстой кишки», а на Западе это заболевание – второе по числу летальных исходов у раковых больных. В эксперименте, который проводили медики из Великобритании и США, приняли участие 20 афроамериканцев, живущих в городе в Питтсбург, штат Пенсильвания, и столько же жителей сельской местности в южноамериканской провинции Квазулу-Наталь. До начала исследования и по его окончании все участники прошли обследование толстой кишки с помощью специального зонда (колоноскопию). Ученые искали индикаторы риска рака – такие, как признаки воспаления или полипы. Все африканцы были полностью здоровы, а у десяти афроамериканцев до эксперимента были обнаружены аномалии в кишечнике. Общеупотребимые в Африке продукты – рыба, овощи, фрукты, кукуруза, фасоль и другие бобовые – богаты клетчаткой и бедны жирами. В ходе эксперимента американские участники получали питание по этой схеме, тогда как добровольцам из Африки предложили типичные для США блюда: гамбургеры, картофель фри, сосиски, блинчики и так далее. Первые же результаты оказались феноменальными: у афроамериканцев всего за две недели количество маркеров риска рака толстой и прямой кишки резко уменьшилось. И за этот же короткий срок участники эксперимента в Африке показали противоположные результаты. Руководитель исследования Стивен О'Киф (Stephen O'Keefe) пояснил, что приступая к эксперименту, научная группа думала найти лишь небольшие локальные изменения. Однако итоги оказались совершенно неожиданными: полностью «зеркальная» картинка, притом за рекордно малое время. Точные причины таких результатов пока не известны, как нет и информации о том, какой именно продукт наиболее полезен или вреден. Очевидна лишь определенная связь с составом микрофлоры кишечника. После перехода на традиционную африканскую диету в организмах американских участников эксперимента стало вырабатываться больше бутиратов (химических веществ, имеющих противораковые свойства). Одновременно, американская пища, оказавшись в кишечнике добровольцев из ЮАР, увеличила концентрацию канцерогенной желчной кислоты. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications. Научная работа в этом направлении будет продолжена, но уже сейчас ученые готовы порадовать человечество отличной новостью: никогда не поздно поменять пищевые пристрастия, снизив таким образом риск развития в кишечнике злокачественных опухолей. Узнайте, как фаст-фуд влияет на интеллект и как на состоянии памяти отражается ночной перекус.