Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Как появилась Луна: новое исследование опровергло старую теорию

Популярная Механика
14 сентября 2016
/upload/iblock/72e/72e24cd0647a6a2f3461b38f9dcb060c.jpg
Восход Луны над Москвой.
Фото: Игорь Сокальский
/upload/iblock/885/8858f2013fb7366d2008f53d0397d760.jpg
Лунное затмение.
Фото: Kulachatov Alexey
/upload/iblock/d03/d030b46f586534ddb7ce8f9e765381ae.jpg
Фото: Светлана Казина
/upload/iblock/fde/fde61d2181a8647dfe3ebb9787340669.jpg
Парящий Кольский залив и восходящая Луна над Мурманском.
Фото: Vitaliy Novikov
Теория Гигантского столкновения оказалась неверной, утверждает Вашингтонский университет.
Одной из самых популярных теорий о возникновении Луны является теория Гигантского столкновения: более 4 миллиардов лет назад Земля, бывшая в ту пору протопланетой, столкнулась с огромным планетоидом. Удар пришелся по касательной, однако значительный объем вещества земной мантии и коры все равно оказался выплеснут на околоземную орбиту. Из этих обломков и сформировалась Луна, которая стала обращаться по орбите с радиусом около 60,000 км. Эта теория хорошо объясняет размеры Луны и ее орбитальную позицию, однако новые исследования, опубликованные в журнале Nature, говорят об обратном: по мнению ученых, взаимодействие Земли с космическим телом было подобно «удару кувалдой по арбузу». Проведя детальное исследование образцов лунных пород, добытых экспедициями кораблей серии «Апполон» еще в 70-е годы прошлого столетия, специалисты из Вашингтонского университета опровергли теорию сорокалетней давности. «Будь старая теория верна, больше половины лунных пород состояли бы из материала ударившего Землю планетоида. Но вместо этого мы видим, что изотопный состав фрагментов Луны весьма специфичен. Тяжелые изотопы калия, найденные в образцах, могли сформироваться только под воздействием невероятно высоких температур. Лишь очень мощное столкновение, при котором планетоид и большая часть Земли испарились бы при контакте, может вызвать подобный эффект. К тому же, прежде чем охладиться и стать твердым телом, пар, образованный при столкновении, должен был занять площадь в 500 раз больше площади поверхности Земли», – объясняет Кун Ван, доцент Вашингтонского университета и один из авторов исследования. По словам ученых, это открытие изменит не только представление о том, как сформировалась Луна, но и о процессах, которые происходили во всей Солнечной системе. Однако данных все еще недостаточно. Для того, чтобы сформулировать новую теорию, ученым предстоит еще масса аналитической работы с образцами.