Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Наука

Человеческий геном и земледелие: опасные связи

Наталья Иншакова
27 марта 2015
/upload/iblock/72f/72fc19304fe7883a3d8b6eb8f192813c.jpg
Ученые из Аризонского университета обнаружили, что в период от 4000 до 8000 лет назад генетическое разнообразие Y-хромосомы, наследуемой по мужской линии, внезапно сократилось.
Этот временной отрезок относится к среднему и позднему неолиту, когда произошел расцвет земледелия. По мнению исследователей, именно развитие сельского хозяйства послужило причиной того, что мужское генетическое разнообразие неожиданно уменьшилось. Преимущественно оседлый образ жизни, возможность обзавестись собственными владениями и накапливать всевозможные богатства привели к тому, что в неолитическом обществе образовалась ограниченная «мужская элита». Именно ее представители занимались продолжением рода, в то время как их менее успешные собратья должны были бороться за место под солнцем. По подсчетам ученых, в те времена на 17 репродуктивно активных женщин приходился только один мужчина. Для того, чтобы выяснить все это, исследователи подвергли тщательному анализу ДНК 456 мужчин с пяти континентов. Их особенно интересовала Y-хромосома, наследуемая по отцовской линии, и митохондрии, которые передаются матерями. Интерпретировав полученные результаты с помощью статистического моделирования, ученые определили, что в историческом промежутке от 4000 до 8000 лет назад разнообразие предков по мужской линии у всех испытуемых было чрезвычайно малым. Авторы исследования уверены, что их открытие может стать очень полезным для современного здравоохранения. Известно, что генетическая вариативность необходима людям, чтобы избегать наследственных заболеваний и производить сильное потомство. Возможно, в период «мужского однообразия» произошли какие-то мутации генома, проявляющиеся хромосомными аномалиями. Ученые собираются продолжить свои исследования и выяснить это.