Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Как выглядела древнеегипетская «юная леди»

12 февраля 2018
/upload/iblock/c2a/c2ac9444149c9a7a767342e2f86cb038.jpg
/upload/iblock/2d9/2d9f10540ceb71e31f39b9ab75e5a403.jpg
/upload/iblock/b86/b86635333eb7d15c6b8bc27d9cb0b27b.jpg
Фото: Joshua Gates/Facebook
Одна из самых примечательных египетских мумий получила лицо: ученые воссоздали облик молодой женщины, которая могла быть матерью фараона Тутанхамона.
В 1898 году в Долине Царей была обнаружена мумия, занесенная в реестр под именем KV35YL («YL» — от англ. Younger Lady — «юная леди»; первые буквы и цифры — порядковый номер гробницы).

Долгое время специалисты пытались установить ее личность. В 2001-2003 годах египтологи нашли ряд косвенных признаков, подтверждающих царское происхождение мумии. Тогда же была сделана первая реконструкция ее прижизненного облика, в результате чего обнаружилось сходство с Нефертити (ее внешность известна благодаря бюсту, найденному в 1912 году). Однако многие ученые не согласились с этими выводами, а последующий анализ ДНК окончательно опроверг гипотезу о Нефертити.

«Юная леди» была идентифицирована как мать Тутанхамона. По некоторым предположениям, она также была и сестрой фараона Эхнатона, но это доказать не удается: из-за постоянных родственных скрещиваний, принятых в то время, установить четкие генетические линии крайне сложно.

История этой женщины продолжает занимать ученых, и недавно исследователь Эйден Додсон (Aidan Dodson) из Бристольского университета получил разрешение на дальнейшие исследования мумии. Специалисты провели трехмерное сканирование и составили цифровую карту лица. Для трехмерной реконструкции была приглашена Элизабет Дейнис (Elisabeth Daynès) - палеохудожник, уже работавшая над воссозданием лиц древних людей, в том числе самого Тутанхамона.

По результатам ее работы выяснилось, что «Юная леди» все же очень похожа на Нефертити. На основе этого некоторые ученые снова заявили, что KV35YL и является знаменитой царицей, но с учетом остальных исторических данных это остается гипотезой. Узнайте другие семейные тайны фараонов.