№ 1 (10)

Март – апрель

Russian Traveler №1(10) 2024

Леди-мумия: как выглядела мать Тутанхамона

Стараниями 3D-реконструкторов и палеохудожников древние люди обретают внешность. Так однажды и древнеегипетская мумия «юная леди» получила лицо. Теперь мы знаем, как выглядела молодая женщина, которая могла быть матерью знаменитого фараона Тутанхамона.

«Мальчик-фараон» Тутанхамон — одна из главных легенд Древнего Египта. Он взошел на престол всего в 10 лет и погиб в 19. Его личность окутана тайнами: к примеру, нет никаких записей о том, каково происхождение молодого правителя. У египтологов на этот счет есть несколько теорий: согласно одной из них, отцом Тутанхамона мог быть фараон Сменхкара, который, по разным данным, мог приходиться то ли сыном, то ли братом фараону Эхнатону. По другой версии, Тутанхамон и есть сын Эхнатона.

Но если кандидатов в отцы у молодого фараона было несколько, личность его матери долгое время оставалась загадкой, которую египтологи пытались разгадать не один десяток лет. Ключом к ней стала мумия, найденная в 1898 году в Долине Царей: ее занесли в реестр под именем KV35YL.

Первые буквы и цифры в коде KV35YL обозначают порядковый номер гробницы, а последние — YL — это сокращение от Younger Lady, «юная леди».

Специалисты долгое время пытались установить личность мумии. Однако в начале «нулевых» египтологи нашли ряд признаков, указывающих на царское происхождение «юной леди». В 2001-2003 годах также была сделана первая реконструкция ее прижизненного облика, показавшая сходство с Нефертити: ее внешность известна ученым благодаря бюсту, найденному в 1912 году.

Впрочем, многие ученые не согласились с этими выводами. А последующий анализ ДНК окончательно опроверг гипотезу о том, что «юная леди» и Нефертити — это одна женщина. Однако позже «юную леди» идентифицировали, как мать фараона Тутанхамона – благодаря той же генетической экспертизе.

Кроме того, она могла приходиться сестрой фараону Эхнатону — но доказать это пока не удалось: установить четкие генетические линии крайне сложно из-за постоянных родственных скрещиваний, принятых в Древнем Египте.

История «юной леди» продолжает занимать ученых и сегодня. В 2018 году исследователь Эйден Додсон (Aidan Dodson) из Бристольского университета получил разрешение на дальнейшее исследование мумии. «Леди» провели трехмерное сканирование и составили цифровую карту ее лица. Затем для трехмерной реконструкции исследователи пригласили палеохудожника Элизабет Дейнис (Elisabeth Daynès), которая ранее работала над воссозданием лиц древних людей, включая самого Тутанхамона.

Итоги ее работы показали, что «юная леди» все же очень похожа на Нефертити. После этого некоторые египтологи вновь заявили, что мумия KV35YL принадлежит знаменитой царице. Впрочем, с учетом других исторических данных это так и остается гипотезой.