Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Как выглядят солнечные затмения на Марсе?

09 апреля 2019
/upload/iblock/c08/c08974c4dde8d130ad50087573d09f36.jpg
Фото: NASA/JPL-Caltech/MSSS
/upload/iblock/3eb/3eb1a9ed93312dd67adfd01161f81caa.jpg
Фото: NASA/JPL-Caltech/MSSS
Посмотрите, как спутники Марса – Фобос и Деймос – заслонили Солнце!
Почти 7 лет на Марсе работает ровер Curiosity. Его основные задачи – сбор сведений о климате и геологии планеты, изучение перспектив по высадке людей и поиск следов жизни. Среди множества инструментов, которыми оборудован аппарат, есть камера Mastcam с большим количеством фильтров, в том числе – для прямого наблюдения за Солнцем. Благодаря этому было зафиксировано сразу два солнечных затмения, которые произошли подряд.

17 марта, или в 2 350 сол работы ровера на Марсе, светило заслонил  Деймос («ужас» по-гречески) с радиусом 6,2 километра. А в 2 359 сол (26 марта) между Солнцем и Марсом оказался более крупный Фобос, «страх» , диаметром 11,2 километра.

Ни одно из этих небесных тел из-за своих размеров и расстояния до планеты не способно полностью перекрыть Солнце. В случае Фобоса затмение называется кольцевым, а миниатюрный Деймос лишь проходит по солнечному диску.

На сегодняшний день марсоходами Curiosity, Opportunity и Spirit отснято 8 затмений Деймосом и 40 затмений Фобосом. Каждая новая съемка позволяет уточнять координаты орбит спутников. Один из создателей камеры Mastcam Марк Леммон (Mark Lemmon) поясняет: «Данные приходится корректировать, поскольку орбиты спутников все время меняются: они притягиваются к Марсу, Юпитеру и даже друг к другу.

Узнайте об исчезнувшем спутнике Марса.