Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Какой сюрприз преподнес четвертый спутник Плутона

23 октября 2015
/upload/iblock/af3/af3085cb36fea57e89ba27f69d779fe3.png
Фото: NASA/JHUAPL/SwRI
/upload/iblock/108/1087f9c13d8da11adbbf24be6b441317.png
Фото: NASA
/upload/iblock/e49/e491353267a782b078b2536d5e8bac0e.jpg
Фото: NASA
Благодаря данным, переданным станцией New Horizons, стало известно, как выглядит четвертый по размеру спутник Плутона - Кербер. Теперь ученые располагают изображениями всех пяти спутников карликовой планеты.
Кербер был открыт 28 июня 2011 года; на этот момент он считался самым маленьким из всех спутников Плутона, пока в 2012 году не был обнаружен пятый спутник - Стикс (5х7 км). Согласно предварительным оценкам, диаметр Кербера варьировался от 13 до 34 км. После пролета аппарата New Horizons («Новые горизонты») его размеры были оценены в 12x4,5 км. Кербер состоит из двух неравномерных частей; возможно, он образовался путем слияния двух мелких небесных тел. Снимки Кербера сделаны 14 июля 2015 года при помощи камеры Long Range Reconnaissance Imager с расстояния 396 100 километров - за семь часов до пролета межпланетной станции New Horizons мимо Плутона. Изображение Кербера, опубликованное на сайте Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA), является результатом объединения четырех фотографий.
Астрофизики отмечают, что Плутон удивил в очередной раз. Помимо уточнения размеров и формы его четвертого спутника, с помощью «Новых горизонтов» выяснилось, что Кербер – яркое небесное тело, тогда как ранее предполагалось, что его поверхность темная. Ученые пока не понимают природу этой яркости. При этом теоретические расчеты относительно других спутников Плутона оказались соответствующими действительности. Автоматическая межпланетная станция New Horizons собирает информацию о Плутоне и его спутниках в рамках программы NASA New Frontiers («Новые рубежи»). Покинув Землю в 2006 году, аппарат пересек орбиту Марса, совершил гравитационный маневр в окрестностях Юпитера, затем пересек орбиты Сатурна, Урана и Нептуна, а с января 2015 года начал серию наблюдений Плутона. 14 июля 2015 года "Новые горизонты" достигли цели, пройдя на рекордно маленьком расстоянии от карликовой планеты — 12,5 тыс. километров. Продолжая полет, станция передает на Землю данные, полученные в результате сближения с Плутоном. Узнайте, как выглядит закат на Плутоне; посмотрите видео о поверхности карликовой планеты.