Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Наука

Кэмбридж представляет: самый белый материал в мире

15 марта 2018
/upload/iblock/30e/30e150dd6053f27b104f6e7c87df072c.jpg
/upload/iblock/669/6690f98b867c6be14c45f3300e538ed1.jpg
/upload/iblock/e39/e39922bd374fc0925296441101e16450.jpg
Фото: Silvia Vignolini/University of Cambridge
Международная группа ученых разработала самый белый в мире материал: он очень легкий, экологически чистый, съедобный – а еще он создан благодаря жукам.
Новый материал, белизна которого ярче, чем у любого искусственного красителя, создан благодаря удивительным белым жукам Cyphochilus, обитающим в Юго-Восточной Азии. На протяжении многих лет их изучает научная группа из Кембриджского университета под руководством доктора Сильвии Винолини (Silvia Vignolini).

В 2014 году ученые выяснили, что жуки не вырабатывают никакого белого пигмента: своим необычным цветом они обязаны оптической анизотропии волокон в их жестких надкрыльях. Особая структура хитина у Cyphochilus одинаково эффективно рассеивает фотоны разной длины волны, и в результате появляется яркая и чистая белизна.
/upload/iblock/cd8/cd8a8e2c218b228770a85fb17d96e12f.jpg
University of Cambridge

Ученые решили использовать это открытие в практических целях. Для получения искусственного белого материала применяется окрашивание, при этом в состав пигментов входят диоксид титана или оксид цинка. Воссоздав структуру хитина Cyphochilus, можно было бы получить экологически чистый белый материал.

Специалисты справились с этой задачей: на основе целлюлозы им удалось создать идеально белые мембраны. Их толщина, как и отражающая поверхность жуков, очень мала: около нескольких микрометров (1 мкм - 10−3 миллиметра). Материал отражает белый цвет в 20–30 раз эффективнее любого известного на сегодняшний день материала.

На следующем этапе биологи планируют адаптировать открытие к промышленным нуждам: тонкий, нетоксичный и ярко-белый материал может быть полезен косметической, пищевой и другим отраслям промышленности. Узнайте о практическом применении самого черного в мире материала.

Скандинавский суперпроект: отель на солнечных батареях в арктическом климате