Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Хищные киты эоцена питались детёнышами других китов

10 января 2019
/upload/iblock/3e3/3e3303aede1e8d66b66e634604fb9db4.jpg
Фото: Pavel.Riha.CB/Wikipedia
/upload/iblock/f98/f98a5a1421d428224b70ba46d194ac41.jpg
Фото: PLOS One
/upload/iblock/458/458f9839062544c4d44d2dd953fb4c58.jpg
Фото: PLOS One
Египетская Долина Китов подарила палеонтологам новую находку.
Современные киты происходят от общего предка, жившего около 54 миллионов лет назад на суше. Но приблизительно 50 миллионов лет назад они перешли к водному образу жизни, спасаясь от хищников или в поисках пищи. За десять миллионов лет – незначительный срок с точки зрения эволюции – они утратили конечности, научились плавать и приспособились к новой среде.

В Египте находится уникальная местность Вади-аль-Хитан, или Долина Китов. В доисторические времена она была неглубоким морем, и здесь в огромном количестве сохранились останки этих древних животных, иллюстрируя этапы эволюционного процесса. В частности, ученые находили немало костей китов из рода базилозавры (лат. Basilosaurus). Эти вымершие морские млекопитающие, возможно, являются последним напоминанием о сухопутной истории китообразных: у них сохранились рудиментарные задние ноги. В период позднего эоцена (между 45 и 36 миллионами лет назад) они населяли все теплые моря планеты и входили в число крупнейших хищников своего времени: длина самцов достигала 21 м, самок — 18 м. Узнайте, когда и почему киты достигли гигантских размеров.

В 2010 году палеонтологи обнаружили в Египте скелет базилозавра вида Basilosaurus isis длиной около 15 метров и возрастом 34-38 млн. лет. Хорошо сохранились и его зубы, хотя ученым удалось извлечь только 8 из 13-ти найденных. Рядом с гигантом находились кости крупных рыб Pycnodus mokattamensis и один акулий зуб, а также кости детенышей других китов поменьше, Dorudon atrox.

Дорудоны жили в то же время, что и базилозавры, но их размер не превышал пяти метров. Видя их останки рядом с гигантами, ученые сначала полагали, что это несовершеннолетние особи. Но выделив дорудонов в отдельный вид, специалистам предстояло ответить на вопрос, почему разные киты постоянно держались вместе. Изучение находки 2010 года подтвердило предположение о том, что огромные хищники питались своими миниатюрными собратьями.

На всех костях рыб и мелких китов остались следы переломов и укусов. Это свидетельствует о том, что Basilosaurus isis охотились на них, а не искали уже погибших водных обитателей, чтобы полакомиться падалью. Гипотезу о том, что дорудоны сами могли питаться плотью умершего гиганта, ученые не рассматривают: китята были слишком малы и еще находились на молочном вскармливании. Напротив, сам базилозавр был взрослым или даже старым, прошедшим свой жизненный путь до конца.

Это объясняет присутствие рядом акульего зуба: вероятнее всего, он принадлежал падальщице Carcharocles sokolowi, которую привлек умерший взрослый кит. Цепочка выстраивается такая: Долина Китов могла быть местом размножения дорудонов, куда на охоту приплывали базилозавры, а остатки трапезы караулили падальщики.

Посмотрите, как питается синий кит.