Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Китайские ученые изменили человеческий геном

Наталья Иншакова
24 апреля 2015
/upload/iblock/80e/80eb96a495ae0b3d3b6853fa95a81213.JPG
Фото: Flickr/Enzymlogic.
Биологи из Гуанчжоу первыми в истории модифицировали ДНК человеческих эмбрионов.
Для эксперимента группа ученых, возглавляемая Цзиньцзю Хуаном, отобрала 86 нежизнеспособных эмбрионов. Все они были «бракованным» материалом из клиник по лечению бесплодия и обладали грубыми хромосомными дефектами. Их объединяла одна и та же аномалия – перспектива развития бета-талассемии, серьезного заболевания крови. Китайские биологи решили попробовать удалить из ДНК эмбрионов ген HBB, отвечающий за эту болезнь. В качестве «ножа» они использовали технологию под названием CRISPR. Она задействует молекулы, которые обычно используются организмом при борьбе с вирусами, и направляет их на нужные участки генома. Этот метод уже был опробован на мышах и обезьянах, а теперь пришел черед людей. Из 86 эмбрионов только 71 пережил модификацию, а из них у большинства развились новые генные мутации. Лишь несколько эмбрионов в результате получили здоровую ДНК, лишенную опасного гена HBB. Эксперимент нельзя назвать удачным, и доктор Хуан это признает: по его словам, в случае с человеческими эмбрионами необходим стопроцентный успех. А вот мировое научное сообщество считает, что такие опыты вообще не должны проводиться. Еще месяц назад, когда слухи о китайском исследовании только появились, группа калифорнийских ученых публично призвала своих коллег ввести международный мораторий на «редактирование» человеческого генома путем CRISPR. Ведь даже если результатом становится появление здорового эмбриона, неизвестно, что будет происходить с ДНК его потомков. Тем не менее известно, что по крайней мере еще четыре группы исследователей в Китае проводят подобные опыты. А значит, генетическое модифицирование человека неизбежно становится реальностью. Узнайте больше о человеческом геноме: от чьих генов зависит здоровье детей, какие гены отвечают за ожирение, а какие - за гениальность.