Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Наука

Китайский биологический эксперимент на Луне: первые результаты

15 января 2019
/upload/iblock/54d/54d202c949f93e6e941cdcf45693f904.jpg
Фото: Chongqing University
Китайский аппарат «Чанъэ-4», работающий на Луне, уже выполнил несколько заданий.
«Чанъэ-4» был успешно запущен с Земли 7 декабря 2018 года и прилунился 3 января. Недавно он передал на Землю панорамные фотографии обратной стороны спутника, а теперь подведены первые итоги биологического эксперимента. В условиях лунной гравитации впервые удалось получить жизнеспособное растение: семена хлопка дали ростки.

На Луну был доставлен герметичный контейнер цилиндрической формы, выполненный из специального алюминиевого сплава. Он достигает в высоту 198 мм, имеет 173 мм в диаметре и весит около 2,6 кг; а также пропускает свет. Внутри есть вода, почва и воздух, две небольшие камеры видеонаблюдения и встроенная система терморегулирования, поддерживающая температуру на уровне +25 °C. Помимо хлопка, в контейнере находятся семена картофеля, рапса и резуховидки Таля – распространенного на Земле растения семейства капустные, а также личинки плодовой мухи (дрозофиллы) и дрожжевые грибки.

Конечной целью опытов является создание замкнутой мини-экосистемы, на основе которой можно разрабатывать детали колонизации Луны. Каждое звено, отобранное для эксперимента, выполняет свою задачу: дрожжи, разлагаясь, перерабатывают отходы, создавая дополнительный источник пищи для насекомых; хлопок может использоваться для одежды, рапс – в качестве источника масла, а картофель составит основу рациона космонавтов. Практическое применение резуховидки Таля – наблюдение за ее развитием. Это растение широко применяется как модельный организм благодаря своей выносливости и быстрому росту. Теперь эти свойства будут проверены в лунных условиях.

Узнайте больше о «Лунной программе» Китая.

Другие интересные материалы от National Geographic Россия и National Geographic Traveler можно также читать в нашем канале в «Яндекс-Дзене» – присоединяйтесь!