National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Наука

Китайцы занялись размножением мышей в космосе

18 апреля 2016
/upload/iblock/167/16714ee77b6ca4226bc706281a812bb2.jpg
Фото: Global Panorama/Flickr.com
/upload/iblock/d56/d565337d653c0270429ded0f9a9be85b.jpg
Фото: Wikipedia
В начале апреля Китай вывел на орбиту спутник SJ-10, в задачу которого входит проведение нескольких экспериментов. Недавно стало известно об успехе одного из них: впервые в мире удалось добиться развития эмбриона мыши в космосе.
Научный возвращаемый спутник SJ-10 был запущен с космодрома Цзюцюань в северо-западной провинции Ганьсу 6 апреля. Исследования процессов, происходящих в условиях микрогравитации, включают 19 экспериментов в областях физики, биологии, биотехнологии и других отраслях науки. На орбите спутник пробудет 15 дней, после чего вернется на Землю. Это 25-й по счету возвращаемый спутник, запущенный Китаем за последние десятилетия. Результаты опытов будут тщательно изучены на Земле после возвращения космического аппарата. Но уже сейчас стало известно о положительном результате по крайней мере одного из экспериментов, сообщает Синьхуа. Перед запуском на борт SJ-10 была погружена камера, содержащая 6000 эмбрионов мышей. Ученые таким образом хотели изучить развитие зародышей в условиях микрогравитации, что позволит создать базу для исследования воспроизведения человека в космосе. Каждые четыре часа спутник отсылал на Землю снимки состояния эмбрионов. Выяснилось, что уже спустя 72 часа после запуска оплодотворенные клетки развились в бластулу, то есть, многоклеточный зародыш, имеющий однослойное строение. Подобные опыты проводились научным сообществом (в том числе китайскими учеными) и ранее, но до сих пор успешными они не были: клетки останавливались в развитии и погибали. Авторы нового проекта объясняют нынешний прорыв тем, что за минувшие годы технология была значительно усовершенствована. И хотя уверенно говорить о том, что и человеческий эмбрион может успешно развиваться в условиях невесомости, пока рано, результаты недавних экспериментов показывают перспективность исследований в этом направлении. Узнайте о влиянии невесомости на здоровье человека.