National Geographic №194, ноябрь 2019

Когда лишайники были большими

Андрей Журавлев
20 января 2015
/upload/iblock/7a0/7a009b2bd8e3704657bc292f6590e26b.jpg
На территории современного штата Нью-Йорк в девонском периоде росли гигантские лишайники – до 9 метров высотой.
У всех живых существ в прошлом были великие времена: насекомые и хвощи достигали максимальных размеров в каменноугольном периоде, ящерицы (мозазавры), да и вообще пресмыкающиеся (завроподы) – в меловом. А первыми из наземных организмов, вероятно, преодолели предел роста в несколько метров лишайники, размер которых сегодня редко превышает несколько сантиметров. Гигантские лишайники – до 9 метров высотой с несколькими метровыми ветвями на макушке – росли в середине девонского периода (386 миллионов лет назад) в восточной части современного штата Нью-Йорк, тогда представлявшей собой речную дельту. Открыты эти ископаемые остатки были еще в 1859 году и получили название Prototaxites, поскольку их посчитали фрагментами окаменевших древесных стволов, подобных болотным кипарисам или секвойям (семейство таксодиевые). За прошедшие полтора столетия их сравнивали и с водорослями, и с грибами, и с мхами-печёночниками. Теперь же палеонтологи Грег Реталляк из Орегонского университета и Эд Лендинг из Музея штата Нью-Йорк обнаружили, что все это ископаемое состоит из ветвящихся трубчатых нитевидных клеток, напоминающих грибные гифы, и микроскопических (до 10 микронов в диаметре) шариков, подобных одноклеточным коккоидным водорослям. «По строению тканей Prototaxites никак не мог быть водорослью, печёночником или иным высшим растением, – говорит Грег Реталляк. – Это, несомненно, лишайник, представляющий собой тесный симбиоз гриба и водоросли». Интересно, что на срезах «ствола» ископаемого лишайника видны годовые кольца, а сам «ствол» поврежден какими-то древними членистоногими.