National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Колонна трилобитов погибла, маршируя на нерест

Популярная Механика
21 сентября 2016
/upload/iblock/003/00374c4c396283d109b14446e1dab40c.png
Фото: Palaeontology
Обнаружены свидетельства одного из древнейших эпизодов миграции на Земле.
На протяжении нескольких лет палеонтологи из Института палеобиологии Польской академии наук находили в центральной Польше, там, где 365 миллионов лет назад плескалось девонское море, цепочки трилобитов. Ученым было очевидно, что это не посмертные скопления: безглазые трилобиты Trimerocephalus chopini выстраивались друг за другом при жизни. Польский палеонтолог Блажей Блажейовски (Błażej Błażejowski) решил тщательно исследовать окаменелые маршевые колонны трилобитов, чтобы ответить на два вопроса: как животные держались вместе и куда они направлялись. Органов зрения у трилобитов не было. Ученые считают, что в пространстве они ориентировались с помощью хемотаксиса — реакции на химические раздражители. Именно так они могли узнавать, что рядом присутствует другая особь, и следовать за ней. Впрочем, доказать, что трилобиты пользовались хемотаксисом, довольно сложно, поскольку предназначение некоторых органов окаменелости пока не могут объяснить.
/upload/iblock/6a2/6a28976456e77ae1207b052730c43681.png
Palaeontology
В цепочки трилобиты могли выстраиваться, чтобы вместе дойти до мест нереста — так поступают многие современные животные, к примеру, креветки и лангусты. Причиной мгновенной смерти трилобитов в 78 найденных в Польше цепочках мог стать шторм, поднявший из донных понижений воду с повышенной концентрацией углекислоты и сероводорода. Подробнее о результатах исследования можно прочитать в статье, опубликованной в журнале Palaeontology.