National Geographic №194, ноябрь 2019

Космический гость под Челябинском

Наталия Майборода
03 июля 2013
/upload/iblock/547/5475a197fad323bab0d438f676bfebd8.jpg
Конденсационный след над Челябинском. Автор фото: Nikita Plekhanov.
/upload/iblock/882/8822c9d2a532135caad96a6706e5c653.jpg
Обломок челябинского метеорита, найденного на озере Чебаркуль. Автор фото: Denis Panteleev.
10-тонный метеорит, упавший под Челябинском, спровоцировал настолько мощную ударную волну, что она дважды обогнула земной шар. Об этом сообщается в последних исследованиях, опубликованных журналом Geophysical Research Letters.
Космический гость, взорвавшийся 15 февраля в небе над Челябинском на высоте 23 км, вошел в атмосферу со скоростью 18,6 км/с. Сотни осколков достигли поверхности Земли, вес самого крупного из них достигает полтонны. Колебания были зафиксированы на 20 станциях мониторинга по всему миру. Эти научные центры были созданы с целью обнаружения инфразвуковых волн, возникающих во время ядерных испытаний. Отголоски взрыва над Уралом докатились до таких далеких уголков Земли, как Гренландия и Антарктида. Взрыв челябинского метеорита оказался самым мощным среди всех зафиксированных системой мониторинга. По оценкам ученых, энергия взрыва составила 460 килотонн в тротиловом эквиваленте - величина, сравнимая с энергией, которая выделилась бы при взрыве 30 атомных бомб — подобных той, что была сброшена на Хиросиму во время Второй мировой войны. По своему воздействию челябинский метеорит уступает Тунгусскому, который упал на Землю в 1908 году. Если верить ученым, следующий «пламенный привет» из космоса стоит ожидать не скоро. Падение метеорита, равного по силе челябинскому, случается раз в сто лет, а космического тела, равного Тунгусскому метеориту, – раз в несколько столетий.