National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Космический мусор попался в сеть (впервые в истории!)

19 сентября 2018
/upload/iblock/64b/64b8fa47de66b05f26877902c0fc7380.png
Фото: University of Surrey
/upload/iblock/276/27654ba2a574dba843bfac37d7a9b290.jpg
Фото: University of Surrey/NASA
/upload/iblock/209/20999ee600ceede62aa38aa857991162.jpg
Фото: University of Surrey
16 сентября был проведен эксперимент по удалению из космоса мусора. Орбитальный уборщик RemoveDebris успешно справился с заданием!
Очистка земной орбиты от обломков аппаратов и других посторонних предметов – одна из наиболее важных задач космонавтики (вы только посмотрите, как растёт мусорный пояс Земли!). Даже небольшие фрагменты мусора могут представлять опасность для новых спутников – а ведь траекторию многих из них просто невозможно рассчитать.

Как же их убрать? Послать в космос устройство с обычным манипулятором – не вариант: для захвата потребуются очень сложные с инженерной точки зрения действия и механизмы. Свое решение предложила британская компания SSTL. Вместе со специалистами Airbus и Университета Суррея ученые разработали аппарат RemoveDebris, оснащенный своеобразным гарпуном, который выстреливает в направлении объекта, пробивая его. Захваченная «добыча» притягивается на тросе обратно к кораблю, а затем он будет сгорать в атмосфере при возвращении корабля на Землю. В арсенале уборщика есть кое-что ещё.

В апреле спутник RemoveDebris был доставлен на МКС, в июне он был отправлен на орбиту Земли, а после проверки работы его бортовых систем пришло время первого эксперимента. 16 сентября с борта станции был сброшен фрагмент, имитирующий космический мусор, и аппарат поймал его с помощью сети.

Уже это – немалый успех: все прежние опыты проводились в земных условиях, лишь имитирующих космические. Второй этап экспериментов включает проверку камеры и системы навигации – в будущем RemoveDebris должен находить мусор самостоятельно. После этого пройдет тестирование инновационного гарпуна. По окончании всех проверок спутник войдет в атмосферу Земли и разрушится. В случае, если эффективность RemoveDebris будет доказана, на орбиту отправится множество подобных аппаратов.

Узнайте, какие страны лидируют в производстве космического мусора.