Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Космонавты расстреляют мусор лазерной пушкой

21 мая 2015
/upload/iblock/624/624eda815ba0a2b1af8eb62fc74a0a2d.jpg
Телескоп обсерватории Extreme Universe Space
Фото: Riken.jp
/upload/iblock/e60/e602961a073fe413e60a2d0180866e94.jpg
На орбите находятся тысячи техногенных объектов общей массой до 5000 тонн.
Фото: NASA
Ученые нашли способ борьбы с проблемой, угрожающей безопасности полетов в космос: мусором. Его будут расстреливать с телескопа, оборудованного лазерной пушкой.
Новую технологию разработали ученые из Вычислительной астрофизической лаборатории при японском Институте физико-химических исследований (RIKEN). В целях уничтожения космического мусора предполагается использовать возможности Extreme Universe Space Observatory (EUSO) – обсерватории, спроектированной для обнаружения космических лучей с борта МКС. Работы над созданием EUSO еще ведутся; она должна быть установлена на японском модуле станции в 2017 году. Согласно новой концепции, ультрафиолетовый лазер ее телескопа будет генерировать около десяти тысяч импульсов в секунду. Это сможет разогревать частицы мусора на расстоянии около ста километров, после чего они будут направлены в сторону Земли, где сгорят в ее атмосфере. Добавление новой задачи увеличит сроки отправки EUSO в космос приблизительно на год и потребует дополнительного финансирования. Оно будет найдено, поскольку космический мусор – большая проблема космонавтики. Космический мусор может быть естественным – например, осколки метеоритов, или же искусственным – таким, как обломки техники или отработанные блоки ракет носителей. С 1957 года, когда началось практическое освоение человеком космоса, там скопилось гигантское количество мусора. По приблизительным оценкам, в районе низких околоземных орбит вплоть до высот около 2000 километров находится не менее 700 тысяч техногенных объектов общей массой до 5000 тонн. Их большая часть имеет размер до пяти сантиметров. Как и у любого другого объекта на орбите, скорость их вращения достигает 11,7 километра в секунду, что подвергает космические аппараты риску столкновения с ними. Особенную опасность представляют частицы от одного до десяти сантиметров: их сложно обнаружить, при этом они способны нанести достаточный ущерб летательному аппарату. EUSO сможет и находить, и уничтожать их. Узнайте больше о «мусорном поясе» Земли и о поисках путей по борьбы с ним; узнайте, когда к МКС отправится новая экспедиция.