National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Красное пятно уменьшается: новые снимки Юпитера от телескопа «Хаббл»

09 августа 2019
6521211.jpg
500007.jpg
STSCI-H-p1936b-d-1280x720.png
Фото: NASA, ESA, A. Simon/GSFC, M.H. Wong/UC Berkeley
Эта огромная буря бушует уже как минимум 150 лет. Но почему она становится меньше?

С апреля по август Юпитер находится в противостоянии с Солнцем: планета располагается на линии, соединяющей Землю и Солнце. Для наблюдателя с Земли она «противостоит» светилу и на ночном небе выглядит как яркая звезда. Это очень подходящий период для съёмки и наблюдений – особенно для легендарной орбитальной обсерватории «Хаббл».

Новые изображения сделаны 27 июня, когда расстояние между Юпитером и Землей составляло 644 миллиона километров – это одна из самых коротких дистанций из возможных в этом году.

На снимках хорошо видны четкие параллельные полосы, состоящие из газов, которые двигаются по кругу на разных широтах Юпитера. Они формируются из-за различий в толщине и высоте аммиачных ледяных облаков: более светлые полосы поднимаются выше и имеют более плотные слои, чем тёмные.

В центре кадра – знаменитое Красное Пятно: огромная (самая крупная в Солнечной системе!) буря-антициклон, которую земляне наблюдают ещё с 1830-х. Она вращается против часовой стрелки между двумя полосами облаков, а по размеру превосходит диаметр Земли. Как заявляют в NASA, вихрь продолжает уменьшаться. Причина этого до сих пор неизвестна, и ученые продолжают наблюдения.

Узнайте об урагане на Юпитере больше.