Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Наука

Крепкие семьи появились благодаря слабому обонянию

Анастасия Баринова
06 августа 2019
/upload/iblock/769/769bab79123ae553a4b78bdd63a8febc.jpg
Фото: Julie Weisberg.
/upload/iblock/08c/08ccf0c1d939135be755d9e0b6e03058.jpg
«Нежные духи помогают любви». Реклама женского парфюма 1970-х годов.
Одним из множества аспектов, отличающих человека от животного, является отношение к запахам. По мнению австралийского антрополога, моногамная модель семьи своим появлением обязана слабому обонянию.

Профессор Университета Тасмании Майкл Стоддарт (Michael Stoddart) выпустил книгу «Нос Адама и становление человечества», в которой всесторонне рассматривается эволюция обоняния.

У человека, как и у других млекопитающих, есть периферический отдел дополнительной обонятельной системы – вомероназальный орган, однако в настоящее время мы воспринимаем запахи только с помощью обонятельного эпителия носа. Вомероназальный орган, реагирующий на летучие феромоны, у людей не активен. Стоддарт пришел к выводу, что нос человека связан с участками мозга, отвечающими за рациональное поведение.

Наши предки, жившие в эпоху миоцена (примерно 20 миллионов лет назад), подбирали себе сексуального партнера в первую очередь по запаху. Со временем люди стали жить небольшими общинами, и нос человека перестал улавливать половые феромоны: это было необходимо для моногамности семей. Находясь рядом с другими потенциальными объектами для спаривания, женщины и мужчины не должны были отвлекаться на них: энергию требовалось направлять на заботу об уже существующем потомстве и близких.

Но нельзя недооценивать и важность запахов для человечества: поэтому люди стали первыми млекопитающими, которые создали культуру ароматов. Удаляя свои естественные запахи, человек заменяет их искусственными – именно они теперь кажутся нам привлекательными. Помимо просто приятных запахов, человек по-прежнему реагирует и на сексуальные ароматы, но и их теперь выпускают на фабриках. 

По данным Statista, в 2018 году 1,64 миллиона жителей США потратили на туалетную воду и парфюмы от 500 долларов и более.