Журнал №191, август 2019

Фото: Sonja Pauen/Flickr.com
/upload/iblock/568/568b2bf1405f17fd07486a7a31023e19.jpg
Домашняя бесшерстная крыса.
Фото: hottabych8
Новое открытие американских ученых поможет выращивать искусственные конечности с помощью клеток собственного тела. Это внесет большой вклад в трансплантологию.
В настоящее время люди, которым были пересажены руки или ноги, должны до конца жизни принимать иммунодепрессанты – в противном случае чужая конечность телом отвергается. Эту проблему решила бы возможность выращивать части тела из собственного материала. Большой прорыв в этом направлении сделали биотехнологи из Массачусетского госпиталя при Гарвардском университете: им удалось создать первую в мире искусственную конечность крысы из ее же стволовых клеток. Само по себе выращивание органов наукой освоено давно. Собственная методика есть и у гарвардских медиков: несколько лет назад они уже вырастили искусственное сердце, легкие и почку, используя в качестве основы для роста стволовых клеток тело крысы. С помощью химикатов из органа удаляются поврежденные клетки, а затем оставшийся «каркас» из соединительных белков заполняется здоровыми клетками. Сложность представляют именно конечности: они содержат в себе мускулы, кости, хрящи, связки, нервы, кровеносные сосуды, и каждая составная часть обладает своим собственным «каркасом», который поддерживает их форму. Используя предыдущий опыт выращивания внутренних органов, команда под руководством Гаральда Отта (Harald Ott) занялась созданием бионической конечности крысы.
В специальный биореактор был помещен «каркас» вместе с набором стволовых клеток сосудов, мышц, и соединительной ткани. Процесс роста занял несколько недель. Подключив затем к мускулам электроды, ученые смогли проверить «работоспособность» лапы: при подаче тока мышцы сокрашались, суставы и пальцы двигались. Подчеркивая, что до применения методики на практике пройдет не менее десяти лет, медики уверены в ее успешности. Даже отсутствие иннервации выращенной конечности, скорее всего, будет компенсировано со временем. Исследования в этой области продолжаются, а следующая серия экспериментов будет проведена уже на основе биологического материала бабуина. Прочтите о том, как ученые вырастили искусственный мозг; узнайте о сложностях трансплантации пениса.