Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Наука

Куда исчез один из спутников Марса

National Geographic Россия
05 июля 2016
/upload/iblock/a6b/a6b7e4416f49429697e946adb555e498.jpg
Фото: NASA
/upload/iblock/b54/b544af7500f45963138dc0f81b9bf99f.jpg
Фото: NASA
В настоящее время у Марса есть два спутника: Фобос и Деймос, однако в прошлом по орбите Красной планеты перемещалось еще одно небесное тело. Ученые узнали, куда оно исчезло.
Деймос и Фобос были открыты 11 и 17 августа 1877 года соответственно в Морской обсерватории (США). При этом использовался 26-дюймовый телескоп-рефрактор, на тот момент крупнейший в мире. Сходство спутников Марса с одним из видов астероидов породило гипотезу о том, что они также являются бывшими астероидами, орбиты которых были искажены гравитационным полем Юпитера. Оказавшись вблизи Марса, небесные тела были им захвачены. Но довольно правильная форма орбит небесных тел и положение их орбитальных плоскостей, почти совпадающих с марсианской, ставит под сомнение эту теорию. Среди других предположений ученые озвучивали идею о распаде одного спутника Марса на две части. Новое исследование провели геологи и астрофизики из Бельгии, Франции и Японии. Согласно полученным данным, в результате столкновения Марса с неким массивным небесным телом образовались не только Фобос и Деймос, но и третья марсианская луна. Это небесное тело было самым крупным из трех, и впоследствии оно упало на поверхность Красной планеты. А в будущем, по всей вероятности, у Марса останется только один спутник - Деймос, тогда как Фобос, чья орбита менее стабильна, уже сейчас приближается к планете и в конечном итоге упадет на нее. Исследование велось на основе моделирования: ученые рассматривали варианты распределения масс в аккреционном диске, образовавшимся после столкновения прото-Марса с неизвестным объектом. Результаты научной работы опубликованы в журнале Nature Geoscience. Узнайте, почему мы до сих пор не на Марсе.

Как Марс потерял свою атмосферу