National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Страшная правда о вреде курения

18 марта 2014
/upload/iblock/13e/13e7b183196534d0cae2030c08f1c1e1.jpg
Американские ученые пришли к выводу, что никотин ослабляет связи между основными сетями мозга. Именно по этой причине людям так сложно бросить курить: «испорченный» никотином мозг не способен укрепить решимость; вместо этого он рассеивается на посторонние задачи.
Научную работу провели ученые из Пенсильванского университета и Национального антинаркотического института. Эксперты отмечают, что еще 50 лет назад в США курил практически каждый второй взрослый житель (42%). К настоящему времени это число снизилось до 19%, однако дальнейшее падение показателя остановилось. При этом многие курильщики не скрывают, что хотели бы избавиться от вредной привычки, но не могут. Исследователи в очередной раз попытались найти этому причину. Для эксперимента было приглашено 37 добровольцев в возрасте от 19 до 61 года, каждый из которых в сутки выкуривал не менее 10 сигарет. С помощью аппарата МРТ мозговая активность участников эксперимента сначала исследовалась непосредственно после того, как те выкуривали сигарету, а затем тест был повторен через сутки после полного воздержания от никотина. В последнем случае связь между основными нейронными сетями мозга были значительно слабее, и на решение даже самых простых задач людям требовалось больше умственных сил. Это, однако, не означает, что курение стимулирует мозговую деятельность: напротив: ученые считают, что при отсутствии никотина привыкший к нему мозг «теряется» и тратит силы на борьбу с плохим настроением и другими сопутствующими факторами. Исследования будут продолжены; его результаты могут помочь медикам найти действительно эффективное средство борьбы с никотиновой зависимостью.