Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Лазер из человеческой крови — охотник за опухолями

Популярная Механика
02 сентября 2016
Ученые работают над лазером, сделанным из человеческой крови, который будет испускать инфракрасный свет, позволяя медикам выслеживать опухоли.
Фото: Alfred Pasieka/SPL При слове «лазер» мы сразу представляем себе некое сложное электронное устройство, но лазеры можно делать из самых разных материалов, включая живые клетки или желе. Для создания лазера вам нужен лишь источник света, материал, который его усилит, и отражающий резонатор. Сюйдун Фан из Мичиганского университета вместе с коллегами использует индоцианин зеленый для кровяного лазера. Оно светится в инфракрасном свете, и его уже вводят в кровь для использования при медицинском сканировании. Фан говорит, что если превратить его в лазер, то сияние будет гораздо ярче. Исследователи выяснили, что индоцианин сам по себе лазерный свет не испускает, но при смешивании с белками кровяной плазмы его способность усиливать свет резко возрастает. Если поместить эту смесь в небольшой отражающий цилиндр и дать на него луч обыкновенного света, то кровь начинает сама испускать свет. Индоцианин накапливается в кровяных тельцах, поэтому зоны с большим количеством таких телец, например, опухоли, будут светиться гораздо ярче обычного. Таким образом, можно просто ввести индоцианин больному, посветить обыкновенным лазером на кожу и следить за сиянием, исходящим от тела, в инфракрасном спектре. Пока Фану необходимо протестировать новый лазер в животной ткани, а значит, вдобавок надо ввести животному внутрь отражающий резонатор. На эту роль вполне сгодятся наночастицы золота.