Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Лейкоциты сообщают об опасности перед смертью

Дарья Желнина
16 июня 2015
/upload/iblock/fe0/fe0b143f99d37d042fda0c53ac743870.jpg
Университет La Trobe.
Фото: commons.wikimedia.org
Ученым из Мельбурна впервые удалось заснять на видео смерть белых кровяных телец и обнаружить, что перед тем, как умереть, они пытаются предупредить другие клетки о возможной опасности.
Белые кровяные тельца, лейкоциты, защищают иммунную систему и борются с бактериальными и грибковыми инфекциями, а также вирусами. До настоящего момента ученые верили, что белые кровяные клетки умирают и распадаются произвольно. Благодаря полученному видео, они выяснили, что смерть лейкоцитов — это сложный процесс. Используя микроскоп с функцией замедленной съемки, ученые университета La Trobe увидели, как молекулы извергались из умирающей белой кровяной клетки. “Когда лейкоцит умирает, на нем образуются выступы, раздувающие клетку. Она взрывается и покрывается наростами с напоминающими ожерелье пузырьками. Потом эти наросты отделяются, и живые клетки вокруг легко могут поедать их, — рассказывает Джорджия Аткин-Смит (Georgia Atkin-Smith), одна из руководителей команды, которая зафиксировала этот процесс. — Нам кажется, что в этих отделившихся наростах есть молекулы, которые могут давать сигнал живым клеткам: “Будьте настороже, на вас надвигается возбудитель инфекции””. Теперь у ученых есть больше информации о том, как патогенные микроорганизмы поглощают мертвые клетки и способствуют распространению болезни. “Возможно, мы обнаружили то, как передвигается вирус, инфицируя части тела”, - считает Айван Пун (Ivan Poon), биохимик университета La Trobe и один из руководителей команды.