Журнал №189, июнь 2019
Фото: Alena Maslova
удина1.jpg
Вид на Большую Удину со склонов Плоского Толбачика
Фото: Александр
За вулканом, который никогда не рассматривался как источник потенциальной серьезной опасности, теперь необходимо установить пристальное наблюдение.

Большая Удина относится к Ключевской группе вулканов на Камчатке. С 1961 года, когда заработал камчатский филиал Единой геофизической службы РАН, активность вулкана регистрировалась лишь однажды и была достаточно слабой. С осени 2017 года толчки участились, а их сила постепенно растет. В феврале 2019 года в этом районе Ключевской группы сейсмологи зарегистрировали землетрясение магнитудой 4,3.

По словам заведующего лабораторией сейсмической томографии ИНГГ СО РАН Ивана Кулакова, если дело дойдет до извержения, то «мало не покажется». «Когда вулкан долго молчит, первый его взрыв может быть катастрофическим… ...Вспомните Помпеи: пробуждению Везувия предшествовало затишье в течение нескольких тысяч лет. А извержение в 1600 году в Перу привело к похолоданию в Европе и голоду в России», — говорит Кулаков.

По мнению ученого, потенциальное извержение Большой Удины, скорее всего, будет взрывного типа – как у расположенного неподалеку вулкана Безымянный. Его тоже долгое время не рассматривали как отдельный активный вулкан до тех пор, пока в 1956 году не произошел сильнейший направленный взрыв. Пепел поднялся в небо на 35-40 километров.

Для изучения активности Большой Удины геологи расположили на вулкане четыре сейсмические станции. Приборы «прислушивались» к вулкану с мая по июль 2018 года и зафиксировали 559 землетрясений. Изучив полученные данные с помощью сейсмической томографии, специалисты пришли к выводу, что вулкан можно исключить из разряда потухших.

Сейсмическая станция на Большой Удине.jpg

Сейсмическая станция на вулкане Большая Удина. Фото: Ильяс Абкадыров, Наука в Сибири

Сейсмичность продвигается в сторону Удины с юга, от Толудской зоны, известной высокой сейсмической активностью. Предполагается, что здесь под землей расположен магматический очаг, который был одним из источников извержения вулкана Толбачик. Вероятно, теперь магма из этого резервуара проложила путь к Удине и питает ее.

О пробуждении вулкана говорит и форма записи сейсмических сигналов. Они отличаются от записи тектонических землетрясений, происходящих в результате формирования разломов или перемещения литосферных плит в земной коре.

По статистике, извергаются около 60% вулканов, начинающих проявлять подобную активность, в итоге извергаются. Заведующий лабораторией сейсмического мониторинга Камчатского филиала Единой геофизической службы РАН Вадим Салтыков утверждает, что в 2019 году вокруг Большой Удины будут установлены дополнительные сейсмические станции. Предполагается, что они простоят до зимы, будут фиксировать даже совсем слабую сейсмичность и определят ее источники с существенно большей точностью, чем позволяет постоянная региональная сеть.