Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Наука

Марс: из прошлого в настоящее

Текст: Джон Апдайк
12 сентября 2012
/upload/iblock/725/72538d08acc7a403c1e89f09f7c8ffdf.jpg
Зазубренный край кратера Виктория снят марсоходом «Оппортьюнити» в цвете, близком к реальному. Пейзаж напоминает земную пустыню, выявляя сходство геологического строения Земли и Марса.
Фото: NASA/JPL/Корнелльский университет
/upload/iblock/7e6/7e60f4128bab676de7fafd7454b837be.jpg
На снимке, сделанном со спутника, виден весь кратер Виктория диаметром 700 метров.
Фото: NASA/JPL/Университет Аризоны/Корнелльский университет/Университет штата Огайо
/upload/iblock/50f/50fea2f2ac4d2a9b1e5568172b47897c.jpg
Залежи льда, похожего на земной, на этом спектрозональном снимке уступами спускаются на дно каньона глубиной 600 метров (слева, с самого края). Светлые полосы льда чередуются с темными полосами песка. Эти пласты, вероятно, накапливались миллионы лет. Они возникали в эпохи, схожие с земными ледниковыми периодами. Такие залежи помогут прояснить историю климатических изменений на Марсе.
/upload/iblock/b05/b05a724f6f3ce802e764f48a2d0bc834.jpg
1999 год, апрель. Красная планета вращается в космическом пространстве на расстоянии более 80 миллионов километров от Земли. Над ее древними вулканами плывут облака из частиц льда.
Фото: NASA/JPL/Malin Space Science Systems
/upload/iblock/7a7/7a726fef6235518ef57248442bd68bb6.jpg
Итальянец Джованни Скиапарелли составил в XIX веке одну из первых карт Марса. Он дал имена предполагаемым «морям» и счел темные линии на поверхности планеты каналами.
Фото: Observatoire Camille Flammarion, Archives Charmet/Художественная Библиотека Bridgeman
/upload/iblock/38d/38d812fbbf46dafc91ee97a14b55b6c4.jpg
Американец Персиваль Лоуэлл, убежденный в существовании марсианской цивилизации, сделал одну из первых его фотографий около 1907 года.
Фото: Обсерватория Лоуэлла, архив National Geographic
/upload/iblock/000/00074b5be9cccd7797cb7581c5d8517c.jpg
В 1965 году зонд «Маринер-4» снял Марс вблизи, не обнаружив признаков жизни или жидкой воды.
Фото: National Space Science Data Center
/upload/iblock/71d/71d3133873e538e93254f7d64f25e922.jpg
В 1976 году «Викинги», посадочные аппараты НАСА, передали на Землю цветные фотографии марсианской поверхности и пробы грунта. Двадцать один год спустя на Марс прибыл передвигающийся «Соджорнер».
Фото: NASA/JPL
/upload/iblock/a86/a8664afdeaf49f450241ec6e7b83f224.jpg
C мая по ноябрь 2008 года «Феникс» искал и исследовал воду и лед (снят со спутника во время посадки с парашютом на равнину у северного полюса).
/upload/iblock/1b9/1b94a09c8f07f1a9ad4a9f04087f8b7b.jpg
На спектрозональных снимках MRO поверхность Марса похожа на полосы с картин абстракционистов. На песчаных дюнах видны прожилки пыли и замерзшего углекислого газа, которые несет ветер.
/upload/iblock/ee6/ee627972f7aa06d315c5dcfb8f1d6ac3.jpg
Поверхность коричневой дюны в кратере Рассела изрыта канавками. Происхождение их неясно. Возможно, причина – сублимация, мгновенное возвращение замерзшего углекислого газа в газообразное состояние. На Земле нет ничего подобного этому процессу.
/upload/iblock/3e6/3e6e70b7f3088e49cb1fc6d3eb469c28.jpg
На вершинах других дюн видны темные полосы, похожие на пряди волос, – в этих местах вихри очистили пыль с осадочных пород бежевого цвета.
/upload/iblock/3dd/3dd3f275be8ee8e8f24bf8c8d2d3c1c3.jpg
На южном полюсе в слое сухого льда обнаружены ямы, расширяющиеся с каждым годом. Измерения температуры позволяют предположить, что под сухим льдом в этом месте может скрываться лед водяной.
/upload/iblock/ebc/ebcd811ef78911ac38cd3cb7e127f72f.jpg
Съезжая по склону кратера со скоростью полметра в минуту (а иногда и медленнее), «Оппортьюнити» выбирал свой путь по большей части без помощи человека. Программные обновления, переданные марсоходам с Земли после приземления, позволяют им опознавать препятствия и объезжать их. Инженеры полагали, что из-за холода и пыли аппараты продержатся не более трех месяцев. Однако в сентябре этого года, через 57 месяцев после начала пути, оба марсохода продолжали активно работать.
Фото: NASA/JPL/Корнелльский университет
/upload/iblock/233/2333fc4368b8bd237247e3908b05fb52.jpg
Сравнительно молодой (менее миллиона лет) метеоритный кратер диаметром полтора километра дает возможность заглянуть под «кожу» Марса. Снимки, сделанные орбитальным спутником «Марсианский орбитальный спутник-разведчик» (Mars Reconnaissance Orbiter, MRO), позволяют ученым отличать более синий камень от пыли. «Этот спутник – словно шпионская камера», – говорит Алфред Макивен, научный руководитель проекта.
/upload/iblock/c65/c6599f8d1c2097f319d88d929bfb45cb.jpg
Марсианский закат окрашивает далекий горизонт в голубоватый цвет, разом делая пейзаж простым, знакомым и почти земным. Но не стоит обманываться: мы еще очень мало знаем о нашем космическом соседе. «В какой-то момент в далеком-далеком прошлом Марс был пригоден для жизни, – уверен Джим Белл, планетолог из Корнелльского университета. – Мы не знаем точно, когда именно это было и в каких районах планеты. Ответ на эти вопросы попробуют отыскать новые аппараты, которым еще только предстоит отправиться к Марсу».
Фото: NASA/JPL/Texas A&M/Корнелльский университет
Благодаря автоматическим зондам загадочный сосед становится нам ближе и понятнее.
Красный Марс люди долго считали зловещим. Греки и римляне отождествляли с ним своих богов войны – Ареса и Марса соответственно. Хотя больше Красной планете подошло бы имя Гермеса, бога плутов и обманщиков. Ведь на протяжении последних четырех веков символ войны не раз успешно вводил в заблуждение ученых, писателей, не говоря уже о рядовых жителях нашей планеты. И продолжает вводить? Первые разговоры об «обитаемом Марсе» возникли в середине XVII столетия. Тогда люди изобрели достаточно мощные телескопы, чтобы разглядеть на Красной планете сезонный рост и сокращение полярных ледяных шапок. А также увидеть такие объекты, как Большой Сырт, – темное пятно, которое сочли неглубоким морем. Итак, возликовали мечтатели, на Марсе есть основа жизни – вода! В том же XVII веке итальянский астроном Джованни Кассини разглядел некоторые детали поверхности Марса настолько точно, что определил скорость его вращения. По подсчетам Кассини, марсианские сутки были на сорок минут длиннее земных (ошибся он всего на три минуты). Если Венера, наш более близкий и более крупный сосед, была постоянно окутана непроницаемым облачным покровом, то видимая поверхность Марса достаточно походила на земную, чтобы породить подозрения на тему того, не является ли она обитаемой.
Со временем карты Марса становились более подробными. На них появились моря и даже болота – в тех местах, где, как полагали, во время таяния полярных ледяных шапок возникает растительный покров.
Телескопы становились все мощнее, и они все успешнее пробивали непростую для наблюдений, плотную и нестабильную атмосферу нашей собственной планеты. В результате карты Марса становились более подробными. На них появились моря и даже болота – в тех местах, где, как полагали, во время таяния полярных ледяных шапок возникает растительный покров. Трудности перевода. Однако получившие широкое распространение доводы в пользу существования «марсианской цивилизации» стали следствием визуальных ошибок астрономов. В XIX веке один из самых зорких картографов Красной планеты, Джованни Скиапарелли, заметил на поверхности Марса прямые линии. Он назвал их каналами, предположив, что они соединяют крупные водоемы. На английский язык «каналы» перевели не как channels (каналы естественного происхождения, например Ла-Манш), а как canals – слово, в первую очередь подразумевающее искусственные сооружения. Одним из тех, кого увлекла идея существования на Марсе искусственных каналов, а значит, и цивилизации, был Персиваль Лоуэлл, богач, вращавшийся в высших кругах Бостона. Приверженцем этой теории он стал в 1893 году. Лоуэлл был восторженным астрономом-любителем. Он возвел собственную обсерваторию вблизи городка Флагстафф в Калифорнии, и даже те астрономы, которые были убежденными противниками теорий Лоуэлла, признавали, что его карты Марса лучше, чем у Скиапарелли. Лоуэлл вообразил, что Марс – умирающая планета, а ее обитатели, существа разумные и высокоразвитые, борются с прогрессирующим обезвоживанием с помощью системы ирригационных каналов. Благодаря им марсиане сохраняют и распределяют запасы воды, хранящиеся в полярных шапках. Теория Лоуэлла вдохновила гениального Герберта Уэллса, в 1898 году создавшего один из классических научно-фантастических романов, «Войну миров», фактически породивший новое направление литературы – марсианскую фантастику. На протяжении полувека многочисленные ее адепты то активно поощряли «марсофобию», то молили о сочувствии к несчастным братьям с умирающей планеты. Но все это направление фантастики разом приказало долго жить 14 июля 1965 года. В тот день на Землю поступили фотографии, сделанные космическим зондом «Маринер-4», пролетевшим в 10000 километров от поверхности Марса. На участке, попавшем в объектив его примитивной цифровой камеры, не оказалось ни каналов Скиапарелли (они были оптической иллюзией), ни городов, ни воды, ни даже каких бы то ни было следов эрозии или выветривания. Марс больше походил на Луну, чем на Землю. Идеальная сохранность метеоритных кратеров говорила: условия на его поверхности не менялись более трех миллионов лет. «Умирающая планета» давным-давно была мертва. Два других «Маринера», пролетевшие мимо Марса в 1969 году, прислали на Землю 57 фотографий, которые, как было сказано в пресс-релизе НАСА, «показали, что Марс – холодная, сухая, покрытая многочисленными кратерами и почти лишенная атмосферы планета, условия на которой губительны для любой формы жизни земного типа». Ржавеющая планета. Орбитальный зонд «Маринер-9», запущенный в 1971 году, сделал за 146 суток 7000 фотографий. Тогда ученые Земли узнали, что топография Марса удивительно разнообразна. Здесь были и вулканы, самый большой из которых – двадцатикилометровый Олимп, и система каньонов в долине Маринеров (названной так в честь первых марсианских зондов), которая на Земле простиралась бы от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Шли годы, и наши знания о географии и геологии Красной планеты становились все обширнее. Теперь мы знаем, почему все-таки она красная: цвет Марсу придают многочисленные окислы железа, то есть, грубо говоря, ржавчина, в его литосфере. Ведь очень много марсианского железа сосредоточено в коре и на поверхности планеты. В 1997 году на Марс успешно спустился маленький марсоход «Соджорнер», но еще более впечатляющие успехи были достигнуты благодаря марсоходам «Спирит» и «Оппортьюнити». Оба они достигли Марса в январе 2004 года. Два аппарата, работающие на солнечной энергии, за четыре года странствий передали на Землю беспрецедентно подробные фотографии. Мы видим, как извилистыми колеями следы «Спирита» и «Оппортьюнити» тянутся по камням и пыли, что миллионы лет недвижно лежали под оранжево-белесым небом. Как «феникса» за водой отправляли. Аппараты, работающие на орбите Марса, с помощью специальных приборов обнаружили: в некоторых областях планеты на глубине залегает порода, на 70 процентов состоящая из замерзшей воды! До этой воды надо добраться, решили ученые. И тогда 4 августа 2007 года с мыса Канаверал стартовала ракета «Дельта II», которая несла к Марсу зонд «Феникс». Он, в отличие от оборудованных колесами марсоходов, не мог перемещаться. Зато он был приспособлен для работ лучше, чем все, что когда-либо отправляли на Марс. «Феникс» оборудовали манипулятором, несколькими камерами, метеостанцией, микроскопами и спектрометром. Зонд приземлился вблизи северного полюса, где предполагались залежи льда. Неофициальный лозунг проекта так и звучал – «За водой». И, конечно, «Феникс» должен был попытаться обнаружить следы возможной жизни, в идеале – найти скованные льдом микроорганизмы. Лед в районе северного полюса «Феникс» и правда обнаружил, организмы – нет. Тем временем «Марсианский орбитальный спутник-разведчик» (Mars Reconnaissance Orbiter), самый новый из трех управляемых аппаратов, движущихся вокруг Марса, передает компьютерам в Университете Аризоны необыкновенно яркие и четкие фотографии поверхности планеты. Название его не случайно – техника на борту спутника не уступает той, что используют современные разведслужбы. Благодаря аппаратам мы теперь знаем: здесь бушуют обвалы и пыльные бури. Марсианскими веснами на полюсах начинает испаряться сухой лед, что в свою очередь вызывает эрозию и смещение пород. И мы теперь знаем, что из всех планет Солнечной системы Марс – самая пригодная для освоения. И даже ландшафты его похожи на земные пустыни – но, конечно, говорить о колонизации пока могут лишь смелые фантасты. Впрочем, одна из самых смелых идей фантастов уже стала реальностью: по Красной планете маршируют послушные роботы, исправно снабжающие ученых информацией. И смутные, фантастические образы мерцающей огненной планеты, которые рисовало воображение мечтателей прошлого, наконец уступили место подлинным пейзажам реального Марса.