Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Мебель каменного века: новая находка из Иркутской области

04 сентября 2017
/upload/iblock/a3f/a3f32b8fd2b5be451b65888b236ae937.JPG
Фото: Алексей Тетенькин/ИРНИТУ
/upload/iblock/e13/e1376401f8cf26090990db775842003a.jpg
Фото: Алексей Тетенькин/ИРНИТУ
В конце XX века в Бодайбинском районе Иркутской области ученые обнаружили группу археологических стоянок эпохи позднего палеолита. Исследования продолжаются до сих пор, и недавно археологи сделали новое открытие.
Стоянку древних людей открыл сотрудник Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) Алексей Тетенькин. Комплекс был назван «Коврижка I-IV» в честь скалы на реке Витим.

За годы исследований археологи собрали здесь ценную коллекцию каменных охотничьих орудий и инструментов для обработки шкур, кожи и дерева. Кроме того, на этой стоянке были найдены первые в Байкало-Патомском нагорье украшения: бусинка и подвеска возрастом около 8 тысяч лет. Общий возраст стоянки оценивается в 18 тысяч лет (эпоха позднего палеолита).

Раскопки продолжаются до сих пор, и в сезоне-2017 к российским ученым присоединились коллеги из Франции. Экспедиция продлилась 50 дней. Основным объектом изучения стал археологический стояночный комплекс из шестого культурного горизонта, обнаруженный А. Тетенькиным в 2015 году.

Представить интерьер первобытного дома помогают камни, выложенные вокруг первобытного очага, а также отдельные валуны, расположенные в центре жилища. Наибольший интерес среди них представляет яйцевидный валун, за которым находится горизонтальная плоская плита, обрамленная двумя камнями. Каменные выкладки присутствуют и на внешних сторонах жилища. Археологи считают, что эти конструкции использовались как мебель: столы и кресла.

По всей площади стояночного комплекса пестрят пятна охры – с ее помощью древние люди проводили разметку участка, где планировали поселиться. Найденные куски угля свидетельствуют о том, каким образом наши дальние родственники обогревали жилище. На месте раскопок участники экспедиции также обнаружили скребла и долотовидные орудия, изготовленные, в основном, из жильного кварца. По словам А. Тетенькина, артефакты из такого материала встречаются не более чем в 1% случаев.

На данный момент стоянка законсервирована. Археологам предстоит провести радиоуглеродный анализ угля: это поможет определить породы деревьев, произраставших в Бодайбинском районе 18 тысяч лет назад. Имея представление о флоре, ученые получат информацию о типе климата, характерного для того периода.

Узнайте, чем питались древние охотники в Арктике.