National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Метеоры, затмения и другие астрономические события июля

01 июля 2019
cosmos-1866602_1280.jpg
Фото: Pexels/Pixabay
12.jpg
Фото: Московский планетарий
Июль – месяц важных дат и явлений в астрономии.

Июль – не лучший месяц для наблюдения за звездным небом в северных широтах России: белые ночи позволяют увидеть только наиболее яркие объекты. Солнце не опускается достаточно глубоко под горизонт, и в атмосфере постоянно присутствует рассеянный свет. Но там, где небо будет темным, взгляду обязательно предстанет несколько интересных астрономических явлений. Кроме того, для июля остается характерной великолепная возможность полюбоваться серебристыми облаками.

14.jpg
Московский планетарий

В полночь с 16 на 17 июля 2019 года произойдет частное затмение Луны с максимальной фазой 0,66 в 00:31 мск. Чуть больше половины диска Луны окажется в южной области тени Земли. Продолжительность теневого затмения составит 1 час 58 минут (с 23:02 мск до 02:00 мск); лучше всего это будет заметно в Крыму и на северном Кавказе, где высота Луны над горизонтом достигнет 20°.

15.jpg
Московский планетарий

В это же время, 17 июля, появляются первые метеоры из потока Персеиды. Его пик придется на середину августа: тогда ожидается около 150 метеоров в час. Но и в начале своего действия Персеиды радуют внимательного наблюдателя. Компанию этому звездопаду составит метеорный поток Южные дельта-Аквариды, действующий с первых недель июля с пиком в конце месяца. Максимальное число метеоров в час – 16.

Еще одно интересное событие, солнечное затмение, пройдет мимо России. Максимальная продолжительность полной фазы (1,046) наступит 2 июля в 22:23 мск и продлится 4 минуты 33 секунды. Она будет видна на высоте 50° над горизонтом в юго-восточной тропической зоне Тихого океана. Узкая полоса максимальной фазы протянется по территории Чили и Аргентины; частные фазы будут видны на большей территории Южной Америки.

Астрономический календарь полон множества важных дат. 25 лет назад, 16-23 июля 1994 года, впервые наблюдалось столкновение кометы с планетой. При очередном сближении с Юпитером фрагменты кометы Шумейкера-Леви-9 врезались в атмосферу газового гиганта.

20 июля исполняется 50 лет со дня высадки первого человека на Луну. Командир экипажа Нил Армстронг и пилот Базз Олдрин посадили лунный модуль корабля Аполлон-11 в юго-западном районе Моря Спокойствия и оставались на поверхности Луны в течение 21 часа 36 минут и 21 секунды. 23 июля 35 лет назад были открыты кольца Нептуна, а 28 июля 1989 года астрономы узнали о его спутниках Despina и Galatea. Кроме того, 35 лет назад, 25 июля 1984 года, в открытый космос впервые вышла женщина – Светлана Савицкая.