Экспедиция «9 легенд Русского Севера»
Наука

МКС избежала столкновения с обломками космического корабля

26 июля 2015
/upload/iblock/8cf/8cfc89c516f638c3013a8284baea5fa2.jpg
/upload/iblock/bb9/bb954dd4fd372282a98f4c149c3946d6.jpg
/upload/iblock/85d/85dde0d847c0272ad7f158e2be41d12a.jpg
Фото: NASA
Проблема космического мусора знакома человеку с конца прошлого века. Но она до сих пор не решена, и космонавтам время от времени приходится сталкиваться с ее последствиями.
26 июля 2015 года Международной космической станции пришлось внепланово корректировать орбиту для того, чтобы уклониться от космического мусора: фрагмента разрушенного космического корабля США. Маневр выполнялся двигателями российского грузового корабля, пристыкованного к МКС. По данным службы баллистико-навигационного обеспечения ЦУП, двигатели ТГК «Прогресс М-26М» были включены в 6 часов 48 минут и проработали 252 секунды, обеспечив импульс в 0,5 м/с для подъема орбиты. В результате выполнения маневра средняя высота полета станции увеличилась на 0,9 км и составила 402,21 км. В настоящее время на МКС находится международный экипаж в составе девяти человек: граждан России, США, Японии, Казахстана и Дании. Напомним, космический мусор может быть естественным (например, осколки метеоритов) или же искусственным (обломки техники, отработанные блоки ракет носителей, и так далее). Практическое освоение человеком космоса ведет свою историю с 1957 года, когда Россия первой из всех стран мира запустила искусственный спутник Земли. За минувшие десятилетия в космосе скопилось гигантское количество мусора; основную опасность представляет мусор искусственного происхождения на низкой околоземной орбите. Недавно Европейское космическое агентство (ESA) провело эксперимент, наглядно показавший, насколько разрушительной силой обладают даже крошечные частицы космического мусора. Испытания состоялись в Лаборатории материалов и электрических компонентов ESA в Нордвейке (Нидерланды). Мельчайшую песчинку оксида алюминия разогнали с помощью газовой пушки до гиперзвуковой скорости — около 10 километров в секунду. Этой частицей выстрелили в алюминиевую пластину размером 15х15 сантиметров и толщиной 1,2 миллиметра. В результате алюминиевая песчинка пробила пластину навылет, оставив в ней входное отверстие размером 28х12 миллиметров.

Вокруг Земли растёт «мусорный пояс»

Насколько опасен космический мусор?