Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Молочную железу удалось вырастить в лаборатории

18 июня 2015
/upload/iblock/4ed/4ed5f5393a86d1ac5c7c4d726dafa7a1.jpg
Фото: Aurimas Mikalauskas/Flickr.com
/upload/iblock/fff/fff332b5076bf36352a8e8988a5f569e.jpg
Молочная железа выращена из клеток в чашке Петри.
Фото: Umberto Salvagnin/Flickr.com
Немецкие ученые сделали гигантский шаг к пониманию развития рака молочной железы и, как следствие, методов борьбы с ним.
Открытие совершили специалисты мюнхенского Центра Гельмгольца по исследованию окружающей среды и здоровья; результаты опубликованы в журнале Development. Расположенные внутри груди железы состоят из множества альвеол, вырабатывающих молоко, и разветвленной сети выводных протоков. Выработка молока для кормления ребенка – сложный процесс, включающий последующее восстановление грудной железы за счет запаса стволовых клеток. Именно этот механизм и удалось воспроизвести ученым. За основу были взяты здоровые ткани молочной железы женщин, перенесших операции по уменьшению груди. Исследователи помещали стволовые клетки в коллагеновый гель различной плотности, и после нескольких лет работы им удалось получить действующую молочную железу.
В процессе экспериментов также стало ясно, как развивается рак молочной железы, наиболее распространенная форма рака у женщин. Ежегодно по всему миру диагностируется примерно 1,7 миллиона новых случаев. В более плотном геле наблюдался инвазивный рост клеток – то есть они вели себя так же, как и при онкологических заболеваниях. Пока непонятно, по какой причине в человеческом организме запускается механизм бесконтрольного роста клеток, но открытый немецкими учеными метод «моделирования рака» поможет отследить распространение злокачественных клеток и найти пути лечения. Прочтите также об экспериментах по созданию искусственного мозга; узнайте о вкусе выращенного в лаборатории мяса.