Журнал №191, август 2019

Популярная Механика
06 декабря 2016
/upload/iblock/4d9/4d9792bafe65f95111ed617dde4920ca.jpg
Фото: James St. John/Flickr.com
Ученые обнаружили, что морская трава опыляется так же, как и наземная, вот только в качестве «пчел» служат не крылатые насекомые, а крошечные беспозвоночные. Команда провела эксперимент и выяснила, каким образом происходит опыление и как этот процесс адаптирован в водной среде.
Новое исследование, опубликованное в Nature Communications, говорит о том, что ученым удалось найти доказательство подводного опыления. В море есть свои «пчелы», которые помогают размножаться подводным растениям. Микроскопические ракообразные и крошечные морские черви помогают опылять «луга» морской травы талассии черепаховой (Thalassia testudinum), также известной как «черепаховая трава». Несколько лет назад команда под руководством Бригитты ван Туссенброк из Национального автономного университета Мексики сняла редкие кадры того, как беспозвоночные роятся вокруг зарослей травы, как пчелы на поляне. В частности, большая часть животных обращала интерес на мужские цветки, вероятно, питаясь богатой углеводами и белками пыльцой. В качестве побочного эффекта пищеварения они и переносили эту пыльцу с одного растения на другое. Раньше считалось, что размножение происходит благодаря тому, что пыльца попадает на женские растения с помощью подводных течений. Команда решила провести эксперимент и попробовать воспроизвести опыление в лабораторных условиях. Ученые поместили большое количество морских беспозвоночных в аквариумы с цветущей черепаховой травой и стали наблюдать. Уже через несколько минут на липких рыльцах женских цветков начали появляться зерна пыльцы, которых там раньше не было, в то время как в контрольных аквариумах, в которых было совсем мало морских животных, ситуация не изменилась.
/upload/iblock/7a0/7a04effc2163ff33a1d87e4746f3562a.jpg
Brigitta I. van Tussenbroek, Nora Villamil, Judith Márquez-Guzmán, Ricardo Wong, L. Verónica Monroy-Velázquez & Vivianne Solis-Weiss
Морские ракообразные и черви с зернами пыльцы, прикрепленными к их телам и сохранившимися в их пищеварительных трактах. Подводные течения, разумеется, остаются ключевым фактором, но морские обитатели существенно увеличивают шансы на успешное опыление, сами того не замечая. Считается, что черепаховая трава эволюционировала от пресноводных предков, большинство из которых оставляло цветки над водой и распространяло пыльцу как обычные цветы, с помощью насекомых и ветра. Неудивительно, что этот же смешанный аппарат биотического и абиотического опыления сохранился и в толще морских вод. Тем не менее, у исследователей пока нет полной картины, ведь они рассмотрели особенности опыления всего одного вида. Во всем мире насчитывается около 60 видов морской травы, которая образует обширные луга в неглубоких умеренных и тропических водах, тем самым обеспечивая среду обитания для разнообразных рыб, черепах и ламантинов. Так что талассия черепаховая может быть исключением из общих правил — а может быть, в океане кроется еще множество до сих пор неизвестных способов размножения растений.